Многие слышали об успехах великого педагога Антона Семеновича Макаренко, создавшего систему коммунистического воспитания.
Но что было ключевым звеном этой системы? Что обеспечивало не просто перевоспитание малолетних преступников, но именно коммунистическое воспитание подростков и молодежи?
(
Read more )
У Макаренко все-таки была в первую очередь образовательная (воспитательная) организация, а не производственная. В целях воспитания целесообразно дать всем практику руководства. В образовании сейчас так до сих пор и делается: сегодня один ученик возглавляет "проект", завтра - другой.
В 80-е годы ездил в пионерлагерь от штаба Ленинградского военного округа. Соответствующий антураж: "Юнармия", названия отрядов ("отдельная танковая рота"), звания, погоны. В отличии от обычных пионерских отрядов не было постоянного председателя совета отряда - был дежурный командир (за смену каждый раза по два успевал пройти). Видимо, чтобы "командный голос вырабатывал". :) Постоянным был начальник штаба отряда (я два года эту должность занимал :)), который в основном планово-бюрократичепской деятельностью занимался (совещания у старшего пионервожатого, распределение дежурств между отрядами и прочее).
"А вот армейский пример подходит. Недаром КПСС разгромила так называемую "дедовщину":"
Это не дедовщина. Это как раз "уставщина", действующая и сейчас. Ставишь задачу подчиненным - на автомате назначаешь старшего.
Reply
Его главным воспитательным орудием было именно производство, причем производство реальное, не учебное. А формой - разновозрастные (это принципиально важно) отряды.
Примечательно, что и Ваши детские воспоминания связаны не со школой и ее классами, а с разновозрастными юнармейскими отрядами.
Наиболее ярко макаренковская методика применялась во всесоюзном пионерлагере "Орленок", впоследствии разогнанном за "антисоветчину".
Что касается армии, то о коммунистических элементах в воинском воспитании стоит поговорить отдельно.
Обращаю Ваше внимание на то, что любое подразделение - это разновозрастной (по срокам службы) отряд. Сходство с макаренковской системой налицо.
Reply
В педагогике под образованием понимают единый процесс обучения и воспитания. И разделить этот процесс на две составляющие практически очень сложно.
"Его главным воспитательным орудием было именно производство, причем производство реальное, не учебное."
Но целью то было именно воспитание людей, а не производство материальных ценностей. В этом отличие от промышленных предприятий.
"Примечательно, что и Ваши детские воспоминания связаны не со школой и ее классами, а с разновозрастными юнармейскими отрядами."
Нет, у нас отряды не были разновозрастными.
"Обращаю Ваше внимание на то, что любое подразделение - это разновозрастной (по срокам службы) отряд. Сходство с макаренковской системой налицо. "
Это характерно почти для любой группы людей, осуществляющих совместную деятельность: бригада рабочих, научная лаборатория, педагогический коллектив, крестьянская община, спортивная команда, преступная группа.
По возрастам преимущественно только в образовательном процессе люди группируются.
Reply
Трудовые коллективы действительно состоят из индивидов разного возраста, однако этот фактор роли не играет, поскольку люди по возрастам не структурированы. Между 25 и 35-летним работником разницы особой нет.
А вот учебные либо воинские коллективы очень даже структурированы по возрастам. Первоклассник и десятиклассник, первокурсник и выпускник, салага и дембель - между ними пропасть. И ступеньки возрастной лестницы от низших к высшим.
Reply
У нас была своя "Юнармия" (армейская, к всесоюзной она отношения не имела).
Распределение в лагере по отрядам было именно по возрастному признаку.
"Между 25 и 35-летним работником разницы особой нет.
А вот учебные либо воинские коллективы очень даже структурированы по возрастам. Первоклассник и десятиклассник, первокурсник и выпускник, салага и дембель - между ними пропасть. "
Ну так и сравнивали бы не 25- и 35-летних, а 18-летнего работника с 65-летним. Между ними тоже "пропасть". Начиная от опыта работы, заканчивая "ступеньками возрастной лестницы".
Reply
Leave a comment