Впервые представлено краткое резюме исторического прочтения зачина главы первой Евангелия от Иоанна в соответствии с учением Маркса, демонстрирующее закономерность отчуждения человечности человека и её ипостасирования как чуждой человеку и господствующей над ним надмiрной и внемiрной Сущности (Природы) Бога, возникновения вследствие этого практического отношения к человеку как к животному.
На этом примере также кратко показано значение диалектики объективного и субъективного как «движителя» истории возникновения и развития человека как человека.
Согласно словарю В.И. Даля, русское слово «#мiр » указывает одновременно (зараз) и на всю Вселенную, вещество в пространстве и силу во времени, и на Землю (планета Земля), и на свет, и на всех людей как род человеческий = человечество, а равно и на общество в целом, и на крестьянскую общину.
Согласно тому, как Василий Великий (признанный ортодоксальными христианами Вселенским учителем церкви, между прочим) в своих творениях неоднократно цитирует зачин Главы 1-ой Евангелия от Иоанна (#Иоанн_Богослов ), Глава первая Евангелия от Иоанна начинается так:
«В начале был Логос [= Слово, Речь, Сказание, История, Логика, Исчисление, Число и т.д.], и Логос был к Богу, и Логос был Бог. Он был сначала у Бога. Всё чрез Него (Логос) начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 1-4).
Этим зачином Евангелия от Иоанна не только дополняется, но и существенно исправляется зачин Книги Бытия («Брейшит» = «В начале» в Торе) о сотворении «мiра»: «В начале сотворил Бог…» (Быт. 1: 1).
Поскольку русским словом «мiр» объемлется практически всё из того, о чём сказывается и в зачине Книги Бытия, и в зачине Евангелия от Иоанна, за исключением одних только Логоса и Бога, постольку зачин Главы первой Евангелия от Иоанна в действительности сказывает о следующем или, что есть то же самое, указывает на следующее (далее приводится его относительно краткое резюме):
В начале мiра, то есть для человека с момента возникновения его как человека в восприятии и видении им самим, то есть возникшим человеком, этого мiра как мiра, был #Логос = Слово, Речь, Сказание, Логика, Исчисление, Число, #История и т.д.
Этот Логос во всём богатстве его определений есть такой неотъемлемый атрибут (качественный признак или новое, отсутствовавшее прежде, качество) исключительно и только человека во всём мiре, который только и делает человека человеком.
Говоря иначе, Логос есть диалектически всеобщее выражение всего результата Истории возникновения человека как человека в его специфическом отличии от животных, от всякой иной души живой (#результат_возникновения_человека_как_человека ).
Логос - это специфически человеческий результат всего процесса возникновения человека как человека (явления человека как такового в мiр вместе с самим этим мiром, а равно явления мiра вместе с человеком, без которого мiра как такового, то есть как человеческого мiра, нет).
И это такой специфически человеческий результат всего процесса возникновения человека как человека, который с момента возникновения человека как человека стал всеобщим общественным условием его жизни (бытия) как человека.
Но на языке древних Логос как этот неотъемлемый атрибут есть не что иное, кроме как #божественая_природа_человека (= #сущность_человека ). А в текстах Библии мы имеем дело с языком Старого Запада, и ни с каким другим языком. Мифо-логос этого языка, воплощённый в его семиологию и семантику, не предполагал и не полагал человека как человека - человек для него был видом животных, «душой живою» и не более этого.
Поэтому на языке Старого Запада Логос, будучи специфическим отличием человека от всех иных животных, - это #божественность, присущая человеку (#божественность_человека ), или, относительно современным языком говоря, это #человечность_человека как таковая и как такового.
Так вот, согласно зачину Евангелия от Иоанна, этот Логос «в начале» был к Богу, то есть, переводя на современный язык, Логос был к Человеку как Божеству в человеке, то есть Логос «в начале» был к Богу в человеке, во-первых, и именно Логос «в начале» и был #Бог, во-вторых.
Никакого иного Бога, кроме того, Который в человеке, Который есть #Человек_в_человеке, и Который есть Бог = никакого иного Бога, кроме Логоса, у только что возникшего человека как человека и для человека, только что возникшего как человек, не было, и быть не могло, в-третьих.
Ибо, читаем далее зачин Евангелия от Иоанна, Логос был «в начале» у Человека как Бога в человеке, а равно и Логос «в начале» был у того Человека (у тех Людей, у того Общества, у того Мiра), Который первоначально произвёл и воспроизводил Логос.
Всё = весь мiр человека (воспринимаемое человеком как реальное и действительное для него вещество, пространство, сила, время, Земля, Вселенная, свет, человек, человечество, племена и общество), весь человеческий мiр (никакого другого мiра нет) как таковой чрез Логос начал быть, и без Логоса ничто в мiре не начало быть.
В Логосе (в Слове, Речи, Сказаниях, Логике, Исчислении и т.д., в Истории) была жизнь, и жизнь была свет человеков, то есть всего человечества в целом и каждого из племён человеческих.
Логос есть поэтому также и #Свет_человеков - их человечность, о чём далее в тексте Евангелия от Иоанна, который (Логос - Свет) во тьме животности светит, и эта животность не объяла, не поглотила человечность несмотря ни на что.
И, прежде всего, животность не поглотила человечность человека несмотря на общественные условия самоотчуждения человека от своей человечности и отчуждения человеком продуктов своей деятельности и самой своей жизнедеятельности как труда. И эта #тьма_животности_общества_и_человека не может поглотить человечность человека, доколе человек (общество) воспроизводит самого себя как человек (общество), а не как животное.
И иным способом жить, то есть воспроизводить самоё себя, кроме как человеческим способом производства = жизни человека и общества, общество (человек) отныне (с момента возникновения человека как человека) уже не может, и не сможет.
Ипостасирование (hипостазирование) божественного в человеке в особую (отдельную и обособленную) «Личность» (Сущность = Природу), стоящую над человеком (обществом) и вне человека (общества), есть не что иное, кроме как производство господствующего над человеком и всем его мiром Бога, сотворившего и весь этот мiр человека, и самого человека. И все атрибуты Логоса и Общества в целом этим самым закономерно, то есть необходимо и неизбежно, становятся атрибутами Бога - Всеведущего, Всемогущего и т.д. Творца, Судии и Воздаятеля.
Но этим же самым актом производства надмiрного и внемiрного Бога сам человек закономерно лишён человечности как собственного атрбитуа или, что есть то же самое, как неотъемлемого атрибута (момента и результата) своего собственного производства и воспроизводства. Человечность теперь только в форме божественности может быть «чрезвычайным благодатным даром» от Бога - единственного отныне источника божественности, то есть человечности человека.
И чем же в результате этого акта становится сам человек за вычетом из него человечности? Животным, только животным отныне необходимо и неизбежно самому себе являет сам по себе (без участия Бога = без благодатного дара от Него) человек самого себя.
Животные безлогосны, а потому #животность_в_человеке и человечестве есть #тьма - человек, живущий как животное, живёт во тьме и тьмою, то есть не живёт жизнью человеков, но живёт исключительно и только жизнью животных.
Но человек уже не может жить животным способом жизни - он может жить исключительно и только человеческим способом жизни, который отчуждён человеком в Логос и как Логос - в Бога и как Бог.
А посему Бог вообще и Бог-Логос, в особенности, необходимо и неизбежно становится подателем жизни человекам и самой жизнью человеков, с одной стороны, а с другой стороны, человек уже не не только не может жить без Бога, но и жить как человек он может теперь только в Боге - в Боге-Логосе.
#Гераклит из Эфеса, именуемый «Тёмным», за полтысячи лет до Иоанна Богослова заметил:
«Этот-вот Логос сущий вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [его], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди] сталкиваются напрямую с этим-вот Логосом, они подобны незнающим [его], даром, что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] согласно природе и высказывая [их] так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не понимают спящие».
«И с чем (Логосом) они в самом непрестанном общении, с тем (Логосом) они в разладе» (Гераклит).
Но «не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного», ибо «природа [= сущность мiра] любит прятаться» (Гераклит).