Торговля это призводительная деятельность.

Dec 02, 2024 18:25


Роковой проблемой марксизма является непонимание, что такое производительная деятельность. Конкретно: потребительную ценность продукту/товару придают не только его потребительные качества (которые создаются производством), но и его доступность для потребителя (котрая обеспечивается торговлей/логисткой), и его универсальность - широта способов его потребления/использования (которая обеспечивается системой государственных/международных стандартов).

Действительно, если товар можно получить за пять минут, а не тратить на его получение целый день (котрый ведь можно потратить на зарабатывание денег), то за такой товар потребителю логично заплатить больше, т.е. потребительская ценность такого товара будет выше.
Или если у товара вместо одного есть несколько способов потребления, то спрос на него будет в соответствующее количество раз выше и сотв. выше будет его цена.



Из сказанного понятно, что РЕАЛЬНОЙ производительной деятельностью (создающей потребительскую стоимость продукта) заняты не только производство, но и торговля, и определённые государственные институты. И практика показывает, что по мере развития цивилизации, удельный вес производства в потребительской стоимости товара падает, а удельный вес торговли/логистики и универсализации/стандартизации растёт. Что естественно сопровождается перетоком производительных сил общества из сферы производства в эти казалось бы непроизводительные области деятельности. Этот объективный процесс (переток ПС) и можно назвать формированием постиндустриального общества.
Собственно, признание логистики и стандартизации ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ деятельностью и позволяет объяснить всё развитие цивилизации - от образования городов (логистических центров) и великих географических открытий (качественного скачка в логистике) до современного т.н. глобализма.

Но что тогда происходит с классом пролетариатом? Роль которого в производстве потребительной стоимости существенно упала? Ему на смену должен прийти другой класс. Для которого переход к постиндустриальному обществу ничего не меняет. И этот класс - класс потребителей.
Который на самом деле класс людей, непосредственно занятых в сфере расширенного воспроизводства человека-культурного. Т.е. класс людей, котрые имеют ОБЩИЕ интересы в сфере потребления, хотя их интересы в рамках трудовой деятельности вследствие глубокого общественного разделения труда уже существенно различаются.
Остаётся определить, какой класс противостоит классу потребителей. Но это, понятно, тема отдельного разговора.

Previous post Next post
Up