Nov 02, 2024 00:24
Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт,
А если в точный срок - так в полной мере.
На цифре 27 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в "Англетере".
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
В. Высоцкий
Личной жизни знаменитостей трудно избежать политизации недобросовестными пропагандистами.
1. Пушкин
Вспомним стихотворение "Смерть поэта" Лермонтова, посвящённое гибели Пушкина:Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
И так далее из той же поэзии.
А ведь это всё вздор. Пушкин погиб по совершенно личным причинам, главным образом, в силу скверного характера. Он пользовался обширным покровительством самого царя, про которого он написал такое приторно-лизоблюдское стихотворение, что царь запретил его публиковать. После его ранения на дуэли царь написал записку, в которой обещал выплатить его долги.
Проблемы Пушкина, приведшие его к психическому срыву, были многочисленны и тяжелы. Очевидно, он страдал сильным комплексом неполноценности по поводу своей наружности, и, имея красавицу-жену, на которую слетались, как мухи на мёд, такие же подлые сластолюбцы, как и он сам, он не мог не страдать от невыгодного сравнения себя с внешне великолепным Дантесом. У него были огромные неоплатные карточные долги. Журнал, который он издавал, дышал на ладан. Он не видел никакого выхода из тупиков, в которые он себя загнал. А на неприятности он напрашивался постоянно.
Возьмите хоть это стихотворение, посвящённое А.А. Давыдовой:Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом её стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?
Оно было написано в 1822 году, когда Пушкин был в нежном возрасте 23 лет. Почему муж Аглаи не вызвал мерзавца на дуэль и не прихлопнул, как назойливую муху, уже тогда, можно только догадываться.
2. Лермонтов
Отношение Лермонтова к женщинам было примерно такое же, как у Пушкина: оно отличалось подлостью и садизмом; в мерзавце Печорине он изобразил лишь малую часть себя. Его дуэль с Мартыновым носила, как сейчас бы сказали, бытовой характер: последний не счёл возможным терпеть многочисленные случаи словесных издевательств поэта.
3. Есенин
Ещё один мерзавец; чтобы убедиться в этом, почитайте, хотя бы, о его отношениях со своей фиктивной женой Айседорой Дункан.
Имеют хождения слухи о том, что он, как и Маяковский, был умучен кровавой гебней. Я не вижу мотивов для гебни устраивать конспиративные покушения, когда она практиковала вполне открытое уничтожение неугодных по политическим мотивам.
4. Маяковский
Отношения Маяковского -- ещё одного баловня советского режима -- с Лилей Брик и её мужем кажутся достаточным основанием предполагать его психическую нестабильность. Не вижу смысла для кровавой гебни его скрытно убивать -- см. предыдущий пункт про Есенина.
5. Осип Мандельштам, Даниил Хармс
Этих литераторов, наверное, можно отнести к жертвам кровавой гебни.
6. Марина Цветаева
У Галича в песне "Памяти Пастернака" есть такая строфа:И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье…
Он не мылил петли в Елабуге
И с ума не сходил в Сучане!
Сучан -- это лагерь, в котором погиб Мандельштам, а Елабуга -- город, в котором повесилась Марина Цветаева.
Была ли Цветаева жертвой кровавой гебни? Это вряд ли. Как и поэты, перечисленные в пунктах 1-4, она была очень нездоровым человеком -- и психически, и морально. В Елабуге она оказалась в эвакуации во время войны, никто её не терроризировал -- сама, всё сама.
7. Высоцкий
Он был необыкновенно избалован властью: "Хочешь наслаждаться всенародным обожанием? -- Пожалуйста, рассекай по Москве в одном из двух существовавших тогда в Москве "Мерседесов"; хочешь жить заграницей? -- Да сколько угодно; хочешь казаться себе великим актёром? -- Театр на Таганке стерпит любые твои капризы!"
Высоцкий был чудовищно самовлюблённым ненасытно честолюбивым алкоголиком и наркоманом, от чего и погиб.
Таким образом, его песня в эпиграфе, намекающая на некий злой рок, преследующий гениев, вряд ли имеет серьёзные основания. Всё оказалось прозаичнее и приземлённее...
литература,
Российская Империя,
психпатология,
СССР