Согласно данным крупнейшего в мире каталога языков Ethnologue, по состоянию на 2022 год на Земле насчитывается 7151 язык, относящийся к 142 различным языковым семьям. Из них до 1000 это папуасские языки Новой Гвинеи общее число говорящих на которых примерно 4,6 млн. Почему такой дисбаланс, когда на огромных пространствах сотни миллионов человек могут говорить на русском, английском или китайском, а на одном малолюдном острове сразу на 1000 разных языков? Всё просто, папуасы застряли в каменном веке и там у каждого небольшого племени свой язык. У них так и не возникло собственных государств в рамках которых восторжествовало какое-то одно наречие.
С другой стороны в Евразии возникли огромные империи с сотнями миллионов населения. В прежние века, когда образование было не всеобщим, армия не призывной, бюрократия малочисленной, а СМИ в современном смысле вовсе не было, ввиду неграмотности населения, в рамках империй могло существовать языковое разнообразие. Хотя даже тогда оно было меньше чем у папуасов, потому что народ являвшийся основой империи должен был иметь немалый демографический потенциал и распространять свой язык и культуру.
В 19-20 веках происходила урбанизация, люди из деревень съезжались в города и им понадобился некий язык для взаимопонимания. Более того, в этот период процветают призывные армии, которые также требуют единого языка для эффективного управления. Разрастается бюрократия, которой требуется официальный, более-менее понятный всем язык делопроизводства. Развивается система образования, которой нужен понятный всем язык преподавания. Развивается литература и СМИ. Короче возникает потребность в том, чтобы в рамках государства, какой-то один язык знали все. Со сменой поколений на этот доминирующий язык окончательно переходит большинство населения.
В 21 веке темпы исчезновения малых языков только ускорились. Теперь образование стало всеобщим и дают его на ограниченном количестве языков. Причём чем более высокий уровень образования, тем меньше круг языков на котором его можно получить. Также с другими плодами культуры: книгами, фильмами, интернет контентом. Именно поэтому деревенские диалекты прежних времён малоинтересны молодёжи, от них нет пользы, они не помогут ни в учёбе, ни в работе, ни в жизни.
В связи с этим легко предугадать будущее русского языка. Ему повезло стать одним из мировых языков на котором доступен практически любой фильм, книга, существует обширный рунет. Всё это позволяет ему сохранять доминирующие позиции на той же Украине, даже не смотря на 30 лет попыток вытеснения из системы образования. Даже война этого не меняет, поэтому с русским языком, на той территории, которая останется за Украиной по итогам СВО, не случится ничего. Он как доминировал, так и продолжит доминировать в обычной жизни. Русский полезней, поэтому на нём продолжат говорить даже те кто ненавидят Россию и русских, а обречён в современном мире украинский, как и все малые языки.
Украинцы думают они первые такие шибздики, которые пытаются навязать какой-то сельский диалект целой стране? Нет, ирландцы носились с ирландским, но в итоге сейчас почти поголовно англоязычны. Норвежцы вводили нюнорск, но датский букмол всё равно доминирует в Норвегии. Побеждает тот язык который удобней и никакие хотелки укронацистов этого не изменят.