Как Польша спасла СССР

Jul 20, 2020 13:24

Константин Гайворонский дал обзор книги немецкого историка Рольфа-Дитера Мюллера "Враг стоит на востоке", выпущенной Фондом "Историческая память" Александра Дюкова в 2016 году.
Из книги следует, что Германия Гитлера неоднократно предлагала Польше принять участие в нападении на СССР, но та не согласилась, после чего пала жертвой Германии и отчасти самого же СССР.
Статью К. Гайворонского размещаю в сокращении.




"В изображении советских (а сегодня и многих российских) историков получалось, что СССР все 1930-е в одиночку боролся за мир в Европе. А остальные то вставляли Москве палки в колеса (как Польша), а то и прямо пособничали Гитлеру, «направляя агрессию на Восток» (как Англия с Францией). И только мудро - хоть и вынужденно! - заключенный пакт Молотова-Риббентропа смог отсрочить нападение на Советский Союз на два года.
Так вот - книга Мюллера от этой концепции не оставляет камня на камне...

Земли на Востоке давали Германии то, чего ей не хватило для Победы в Первой мировой войне - сырье и продовольствие на века вперед. «Однако ключом к «Воротам Востока» как с географической, так и с военной точки зрения была Польша», - пишет Мюллер.
Поначалу немцам казалось, что они сварят с Варшавой антисоветскую кашу. Польша даже поучаствовала в разделе Чехословакии осенью 1938 года (поскольку речь шла о населенной этническими поляками Тешинской области). Но дальше - ни-ни.
До весны 1939 г. Гитлер снова и снова предлагал Польше присоединиться к Антикоминтерновскому пакту. «Только так, а не иначе, с точки зрения стратегии, можно было организовать стратегический фронт против СССР», - подчеркивает Мюллер. (На всякий случай отмечу, что он 14 лет проработал научным директором Центра военно-исторических исследований бундесвера, так что в данном вопросе компетентен.)

С точки зрения Гитлера, пишет Мюллер, «в мае 1939 г. складывалась удачная возможность рискнуть и начать военный конфликт с СССР». При этом 50 польских дивизий должны были образовать группу армий «Центр», сковывая русских в Белоруссии, пока немцы наносят удары по флангам: «Со стратегической точки зрения эта исходная позиция была намного выгодней, чем 22 июня 1941 г.».

С союзом не получилось... Но поляки не пошли и на «дружественный нейтралитет» (несмотря на уговоры Японии - их главного стратегического союзника 1930-х, которая как раз в этот момент начала «прощупывание» Красной армии на Халхин-Голе).
Польское руководство не согласилось и на присоединение Данцига к рейху в обмен на компенсации за счет советской Украины. А «без этой линии снабжения нападение на Прибалтику и боевые действия против Красной армии были немыслимы», пишет Мюллер.
«Поддержка англосаксонских держав становилась все ощутимей, - объясняет Мюллер упорство поляков, - и это привело к тому, что в некоторой части польского руководства прекратились разговоры о том, чтобы пойти навстречу требованиям немцев относительно Данцига».
Выходит, польское руководство своим нежеланием ложиться под немцев не дало им начать войну с СССР в мае 1939 года. И в этом нежелании их поддержали те самые «англо-саксы», которые в изложении российской «патриотической» историографии только и думали как бы «направить агрессию Гитлера на Восток»...
Чтобы решить «польский вопрос» без вмешательства западных держав и новой мировой войны, Гитлер и пошел на заключение пакта со Сталиным.

Пакт Молотова-Риббентропа должен был произвести впечатление и на Польшу. «Если бы она в последнюю минуту уступила требованиям Германии, то еще можно было создать общий фронт против СССР».
(И тут, заметим в скобках, в игру снова вступает Англия, через два дня после советско-германского пакта заключив договор о взаимопощи с Польшей. И специально подчеркнув в секретном приложении, что он направлен исключительно против Германии, а не СССР - дабы у Варшавы не возникло соблазна все же броситься «нах Остен», да еще и вовлечь в войну с СССР англичан)...
«Пока Англия не проявляла готовности принять его политику экспансии на Восток и пока она могла нанести ему удар в спину, его войска вынуждены были оставаться на Западе и не могли двинуться против СССР», - пишет Мюллер.
И это при том, что боепособность Красной армии в Берлине оценивали крайне низко, а число ее дивизий в европейской части СССР определяли в скромную цифру 80.
«Почему Германия не пошла на столь якобы слабого главного врага, а вместо этого развязала мировую войну с западными державами, которых она так боялась? При этом Гитлеру было абсолютно ясно, что враг - на Востоке! Ответ предельно прост: фюрер в меньшей степени боялся, что Красная армия нанесет ему удар в спину в решительный момент сражения на Западе, чем обратного»...//https://imhoclub.by/ru/material/kak_polsha_ne_dala_gitleru

Гитлер, Вторая мировая война, поляки, Сталин

Previous post Next post
Up