В последнее время интервьюхи даю редко, но когда надо - значит надо. Не только про фильм, который снялся, но и вообще о философии кинопроизводства. По-моему, получилось смешно.
"KM.RU: Почему считаете, что этот фильм - этапный?
- Тут сложный подход. Всё началось даже раньше киноэпопеи. Когда-то мы, арт-группой «Кто виноват?» провели перформанс «Снимись с Петром в последний раз». Тогда, после увольнения Лужкова, Гельману-халдею насыпали денег, чтобы он рассказывал, как вот сейчас снесут Церетелевского монстра. Ну мы и решили «Либо Петра уберут, либо Гельмана, мы в любом случае в выигрыше», проведём акцию. Убрали второго, но не в этом суть. Суть в том, что потом начался кинопроцесс. И при съёмках «Смуthи в портрете ин100грамма» уже использовалось событие, которое не может повториться. «Болотные протесты». То есть, и утилитаризм был «кто же мне ещё когда выдаст такую массовку»? (напомню, смыслов всегда больше одного), но и то, что такое событие не может повториться - тоже подразумевалось.
Потом был «Горбатый Ковид». Который тоже снимался из соображений «кто же мне когда ещё даст такую пустую Москву поснимать», но было понимание, что второй раз, в таком же виде - событие не произойдёт. Будут как-то по-другому над людьми и здравым смыслом издеваться. Не сказал бы, что этот фильм шедевр, но был снят во время Ковида и о Ковиде. Никто больше такого так не делал, уникальность - присутствует.
А для «14 февраля-2» выбрали событие точно одноразовое и финальное. Последний день работы клуба «Вермель». Три раза повторенное - уже можно патентовать. Но тут всё получилось ещё смешнее. Внезапно там, где проходили съёмки - начали возводить эстакаду, и такого места теперь - точно не будет. Озеро, на котором танцевала балерина (прекрасная Марина Волкова) - внезапно начали зачем-то перекапывать, и надежды, что всё вернётся куда было - очень мало. Электрички, по которым ходит Наташа Монахова - перестали быть тёплыми и ламповыми, в которых тянет выпить и поговорить. Теперь это МЦД и «Иволги», где все сидят, уткнувшись в смартфоны. А самое смешное то, что после премьеры решил посмотреть, что там с Фрезером-Андроновкой в интернетах делается. И - бинго. Статью о станции в Википедии - тоже пытаются снести. «Какую биографию делают лысому». Перестать ржать стало невозможно, когда Большой Каменный Мост (место, где был снят эпизод с цветами) - московская мэрия увешала цветами по всей длине.
После такого воздействия концепции «финальности» - предложения снять что-нибудь у самых уродливых зданий Москвы (от калягинского театра до ТЦ «Ереван-плаза»), в надежде на их снос - стали поступать массово. Хотя я выбрал бы сразу Вашингтон и Лондон, конечно, чего мелочиться. Но шутки-шутками, а свою режиссёрскую ипостась я не считаю важнейшей. Изначально я всё-таки изобретатель, и главным своим достижением считаю формулирование «Теоремы Русской Печи». Режиссура - это частный случай изобретательства. Не подозревал, что в таком умирающем жанре как кино, можно придумать что-то новое, но вот, получилась концепция. Всё, теперь буду считать себя основоположником русского киноконцептуализма".
В общем, если есть время, то
по ссылке тут.