Некая Ирина Бирна гонит кондовый марксизм

Jul 07, 2020 12:00



На Каспаров.ru. Кто такая - не знаю, гугл услужливо подсказывает: авторша книг «Записки обычного человека» и «Сказка о том, как Иванушка-дурачок против тьмы бился», которые вышли в издательстве «Литературный европеец». :)

Начинается всё, можно сказать, с цитаты Хайдеггера: «современный человек столетиями слишком много действовал и слишком мало думал»...

А всё почему? Потому что не хотел!

Критикует дальше кого-то, вполне возможно что и заслуженно, но разобрать что к чему, во всяком случае я - не сумел.

Цитирует этого кого-то: "<...> рецидив рабовладения и отмена рабства были результатом решений людей, обладавших свободой воли. Рабство было отменено потому, что во все времена - даже в Древнем Риме - были люди, считавшие это мерзостью перед Господом и оскорблением образа человеческого. И в какой-то момент их оказалось достаточно много".

На что возражаю: нет, не так. Не от осознания мерзости рабства произошла его отмена, а исключительно в результате революции рабов.

Ирина Бирна > Марксизм, не кондовый, а ортодоксальный, отвергает роль личности в истории. Отвергает обоснованно и аргументировано. Железобетонно. Это - прямое следствие законов диалектики, и мне, надеюсь, позволят избежать цитирования банальностей.

Не позволим. Ибо ересь. В ответ - фрагмент из работы М. Д. Каммари и соавт. "Марксистский взгляд на роль личности в истории, в общественной жизни":

Какова же действительная роль личности в истории? Признавая решающую роль народных масс, передовых общественных классов в истории, в развитии общества, марксизм не только не отрицает, а, наоборот, признаёт определённую роль личности в истории, в общественном развитии. Идеалистические противники марксизма или не понимают, или умышленно искажают взгляды сторонников исторического материализма, когда приписывают им нелепый взгляд, будто марксисты всё развитие общества сводят к действию общих неуловимых причин и законов, действующих в истории, и ничего не оставляют на долю личности, исторических деятелей, великих людей, стоящих во главе событий.
В действительности марксизм считает, что массы делятся на классы, а во главе классов стоят политические партии, а партиями руководят более или менее опытные вожди, руководители. Последние, несомненно, играли и играют немалую, хотя и не определяющую роль в истории. Отрицание роли личности в истории противоречило бы историческим фактам.

Ирина Бирна > Рабство стало невыгодным как способ производства, раб по всем параметрам проигрывал машине, как лошадь - паровозу.

См. уже выше. Ну и далее госпожа Бирна милостиво учит нас "марксизму", сводя его к брехтовской формуле "Сперва - жратва, потом - мораль". Это-то может и верно, да вот только оканчиваются её рассуждения почему-то выхолащиванием революционной сути марксизма:

"Запретить", "отбросить" эту первородность биологии невозможно, как невозможно запретить эволюцию. Ее можно лишь признать, принять и понять. А это значит: заняться поиском путей "дрессировки", "приручения" нашей биологической основы к возрастающим социальным требованиям. Насильно это делать нельзя: все попытки "загнать человека в счастье", "сделать лучше", "создать нового", предпринятые Лениным, Сталиным, Мао, Пол Потом, Хо Ши Мином, Фиделем и пр. "мечтателями", всегда заканчивались кровавыми бойнями миллионов ни в чем не повинных людей. Но не иссыхает источник "мечтаний", не скудеют ряды "мечтателей", и вот уже новые поколения размахивают над головой человечества шашкой "преобразований", требуют новой крови, новых запретов, нового насилия."

И почему я не удивлён?
Previous post Next post
Up