Не всё же нам писать про свинство небратьев из Малороссии. Есть же обратный пример - народ, который изо всех сил старались склонить к свинству в духе южных и западных соседей, но который с честью устоял. Хотя имел своих очень влиятельных «козлов-провокаторов». (Если кто не в курсе - «козёл-провокатор» - это не ругательство, а название штатного четвероного сотрудника бойни, задача которого возглавлять стадо баранов, чтобы те мирно и дружно проходили в ворота на забой). Ну, примерно, как в 1917-м русский народ повёл кайзеровский наймит Вовочка Ульянов.
Некоторые уже могли догадаться, что
речь пойдет о Белоруссии и белорусах. А наш козёл-провокатор - вот он:
Написать статью, приуроченную к 100-летию со дня рождения советского и белорусского писателя Василя Быкова, меня побудили следующие обстоятельства. В детстве я очень любил все его пронзительные произведения о Великой Отечественной войне. Да и биография прозаика вызывала глубокое уважение. Василь Быков воевал с 1943 года, участвовал в боях за освобождение Украины, Молдавии, Югославии, Австрии, был неоднократно ранен, имел боевые награды. После войны стал популярным советским писателем…
Поэтому антисоветские и даже русофобские политические выверты Быкова уже в пост-советское время стали для меня настоящим шоком и даже глубоким потрясением. Вот примечательное «откровение» этого бывшего фронтовика, члена Союза писателей Советского Союза, Героя Социалистического Труда, депутата и лауреата многочисленных советских премий, которое довелось прочесть в 90-е годы:
«На военную тему я писал вовсе не потому, что меня так увлекала война или армия, я как раз всю жизнь её ненавидел - и ту, и другую. Но я видел там возможность, так сказать, некоторой реализации некоторых моих идей, в том числе, и главным образом, идей отрицающих...»
Таким вот образом Быков высказался о своём собственном литературном творчестве, которое якобы было… отрицанием советской действительности (!). И ведь эту откровенную дичь нёс не какой-то там былой антисоветский диссидент, а создатель «Альпийской баллады», «Третьей ракеты», «Сотникова», «Обелиска», «Дожить до рассвета» и многих других ярких произведений, прославлявших подвиг нашего народа в военное лихолетье!
Мало того, в новое время Быков стал писать уже другие военные произведения, которые буквально марали этот подвиг грязью! Вот одно из них, под характерным названием «Болото», изданное в 2001 году.
...Впрочем, Быкова буквально несло не только в отношении литературы. Так, он выступал категорическим противником любого сближения России и Белоруссии. Вот только одно его такое выступление:
«Беларусь находилась с Россией более 70 лет в состоянии самой «братской дружбы», самого полного единства, полной гармонии во всех областях - политической, экономической, культурной, идеологической. И к чему это привело? Это привело к абсолютному краху во всех областях нашего, так сказать, экзистентного существования. Потому, руководствуясь соображениями элементарного здравого смысла, можно задаться вопросом: не стоит ли переориентироваться с азиатского Востока на европейский Запад?».
Чем же ему так насолила Россия? Об этом поговорим чуть ниже, а пока выскажусь насчёт его столь радикальной политической эволюции...
Конечно же, Быков не был в советское время никаким «пацифистом» или «тайным антисоветчиком» - что бы ни утверждал он позднее! Об этом парадоксальном феномене я уже писал в материале о другом таком же деятеле и тоже
писателе-фронтовике Викторе Астафьеве, который, несмотря на проявленное в годы войны мужество и, возможно, даже героизм, в мирной жизни оказался банальными приспособленцем - стал меняться вместе с самой властью, ловко ориентируясь в складывающейся конъюнктуре.
Это в полной мере относится и к фронтовику Быкову, отнюдь не стеснявшемуся многие годы после войны брать от советской власти любые поощрения, награды и материальные блага. Как позже вспоминали очевидцы: «Любой каприз Быкова удовлетворялся немедленно. Захотел квартиру - выбирай в престижном районе Минска, в доме для высших чиновников. Захотел машину «Волга» - пожалуйста, а к ней в придачу - строительство силами армии гаража в кооперативе для высшего командного состава Белорусского военного округа».
И когда в конце 80-х годов советская власть по причине радикальных перестроечных процессов зашаталась, быстренько «перестроился» и Василь Быков, правда со своими белорусскими особенностями. Как известно, во главе здешнего неформального общественного движения встал «Белорусский народный фронт в поддержку перестройки» (БНФ) инициированный идеологическим отделом горбачёвского ЦК КПСС. И очень быстро этот «народный фронт» стал ратовать не столько за демократизацию страны, сколько за выход БССР из состава Советского Союза, а также за проведение курса «белорусизации», представлявшей собой комплекс мер по ревизии истории, переводу делопроизводства, обучения и всех сфер жизнедеятельности общества на белорусский язык и т. д.
Грубо говоря, БНФ подмяли под себя белорусские националисты, во главе которых встал некий Зенон Позняк, сотрудник Института истории Академии наук БССР. Оказывается, его дед, Ян Позняк, в годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал с немецкими оккупантами и являлся главным редактором коллаборационистской газетки «Белорусское утро», где печатались статейки о расовой неполноценности русских, которые-де варварски угнетали «белорусов-арийцев», о необходимости уничтожать «жидов-коммунистов», о скором создании «под эгидой Великой Германии Великой Беларуси», с включением не только чисто белорусских территорий, но и почти всех западных областей России…
Надо сказать, что внук весьма твёрдо усвоил дедушкины идеи, активно взявшись за оправдание военных преступников и изменников Родины. Например, неоднократно прославлял в своих выступлениях «подвиги» бойцов 30-й дивизии СС «Беларусь», созданной в годы оккупации республики для проведения карательных антипартизанских акций. Или выдавал вот такие перлы: «Для белорусского народа, который веками терпел национальное угнетение и не имел суверенного государства, сотрудничество с немцами стало единственным шансом спасения и укрепления своей идентичности…».
Сложно сказать, по какой именно причине фронтовик Василь Быков сблизился с этим нацистским последышем. Скорее всего, почувствовал, что именно на БНФ делало ставку что белорусское, что союзное начальство - и как редкостный циник Быков решил этим воспользоваться, примкнув к «фронту». И действительно с развалом Советского Союза - с 1991 по 1994 годы - «фронт» Позняка реально находился у власти в Белоруссии.
Но с победой на президентских выборах Александра Лукашенко деятельность БНФ подпала под фактический запрет, а сам Позняк скрылся за границей. Казалось бы, после этого Быков должен был примкнуть к очередному победителю. Однако писатель остался верен Позняку.
Скорее всего, потому, что в будущее Лукашенко тогда мало кто верил - многие считали будущего белорусского «батьку» недалёким популистом, а к его интеграционным планам бывшего советского пространства скептически относились даже в ельцинской России. Мало того, дипломаты западных стран в 90-е годы не раз давали понять белорусской интеллигенции, что Лукашенко буквально обречён, а БНФ при поддержке Запада скоро вернётся к власти. И Быков в это свято поверил, оставшись с Позняком в одном политическом лагере...
Писатель активно поддерживал массовые уличные беспорядки 90-х годов, где националисты из БНФ распространяли листовки следующего русофобского содержания: «Белорусы не должны допустить объединения с имперской Россией. Наш путь не на Восток, а на Запад… Беларусь - для белорусов, а не для москалей… Свою землю мы будем защищать с оружием в руках… Мы должны следовать примеру великого чеченского народа… Пусть исчезнет проклятый русский народ, русская культура и русский язык!».
Сам же писатель буквально молился на своего «фюрера», сравнивая того с... Христом (!): «С великой любовью мы относимся к тому, что исходит от современного апостола Беларуси Зенона Позняка - как к тому, что исходит от самого Иисуса Христа. Заповеди и того, и другого мы безразлично топтали ногами годами, да и теперь не спешим поднимать их с земли...».
Тогда же Василь Быков под видом «политической эмиграции» отправился в длительное турне по странам Европы. В ходе своих поездок он яростно обличал «кровавый режим Лукашенко», российскую армию, якобы «стирающую с лица земли города и сёла в Чечне». Самыми грубыми словами ругал советское прошлое своей республики. Именно тогда он заявил, что объединение Белоруссии и России - гиблое дело, но совершенно другое, позитивное - это интеграция Белоруссии с Евросоюзом. И вообще Быков считал, что в Белоруссии через Лукашенко некими советскими «заговорщиками» реализуется план «коммунистического реванша».
Да, на европейские встречи приходило немало людей, витийствующему писателю бурно аплодировали, его встречали на высоком политическом уровне. Однако, как верно заметил один белорусский журналист, привечали Быкова вовсе не за достоинства его книг, а чисто из политических соображений - как именитого политического противника президента Лукашенко, не более того. А когда старого писателя стало подводить здоровье, западники к нему разом охладели - ну кому нужен давно вышедший в тираж больной прозаик?
Так что умирать Быков - тихо и униженно - приехал в родную республику, где многократно ругаемый им президент Лукашенко тут же отдал распоряжение поместить писателя в лучшую клинику Белоруссии. Там он закончил свои дни в 2003 году…
Василь Быков и как писатель, и как гражданин лично для меня «умер» ещё во время распада Советского Союза - да и, наверное, для абсолютного большинства его читателей. А всё, что было с ним после распада великой страны… Оставим это «наследие» белорусским нацикам и их российским единомышленникам-антисоветчикам - тем более и «наследие» весьма убогое.
А мы оставим себе павшего в безвестном бою лейтенанта Ивановского, мужественного партизана Сотникова, отважного белорусского учителя Мороза и многих других литературных героев советской классики Быкова. Они точно не виноваты в иудином поведении их создателя…
Добавлю, что для меня, Снега Севера, похожим образом умерли в 90-е годы, задолго до физической смерти, Окуджава, Кир Булычев, братья Стругацкие, Бакланов, Астафьев.