Новая идеология

Mar 10, 2024 05:51


В последнее время все говорят о кризисе современной цивилизации. Идет активный поиск новых идеологических концепций, которые дали бы людям надежду и показали направление развития. В этом тексте я попробую высказать свои предложения в отношении формирования новой идеологии.

Развитие транспорта и информационных технологий сделали мир глобальным. Люди могут узнать о том, что происходит в других уголках планеты. Постепенно к большинству людей приходит осознание того, что нынешняя капиталистическая система находится в глобальном кризисе и не предлагает привлекательных путей развития для большинства человечества. Глобальная элита озабочена сохранением своего господства и стремится к еще большему усилению своих позиций за счет абсолютного большинства населения планеты. Всё чаще звучат слова о возможности начала новой мировой войны. В качестве противовеса этой тенденции растет популярность требований глобальной справедливости. Причем не только в бедных, но и в богатых странах.



Много лет изучая различные идеологические концепции, я постоянно ловил себя на мысли, что придумать идеологию, которая станет доминирующей, сложно из-за того, что люди сильно различаются между собой по своим желаниям и потребностям. В принципе любой здравомыслящий человек понимает, что соблюдать 10 заповедей христианства - это хорошо и правильно, но полностью соблюдает их абсолютное меньшинство людей. Почему? Да потому что человек слаб, подвержен соблазнам и нуждается в постоянном прощении. Алкоголик или наркоман прекрасно знает, что наносит вред своему здоровью, но далеко не каждый из них способен избавиться от пагубной зависимости.

Возникает вопрос: зачем тратить время на придумывание новых правильных идеологических концепций, если большинство людей не смогут заставить себя жить в согласии с ними? Я исхожу из того, что идеологические концепции - это ответы, которые дает человечество на вызовы, встающие перед ним. Если ответы будут неверными, то группы людей, которые следуют неадекватным идеологическим концепциям, могут погибнуть. А если всё человечество будет давать неправильные ответы на вызовы окружающей действительности, то может погибнуть и оно.

Сейчас модно с восхищением вспоминать СССР. Мне удалось захватить Советский Союз в его поздней стадии - разложения. И это было не самое приятное зрелище. Тогда абсолютное большинство людей в нашей стране понимали, что идеология закостенела и не давала внятных ответов на вызовы современности. Одна из принципиальных проблем СССР заключалась в недостаточном внимании к особенностям исторического развития территорий, входивших в состав страны. Природа, климат, история Прибалтики и Средней Азии отличаются очень сильно, а их жителей, условно говоря, пытались заставить работать в условиях типового колхоза.

Работа и свободное время

Попробую сформулировать несколько идей, которые могли бы лечь в основу новой идеологической концепции. Здесь стоит опереться на базовые понятия: работа - свободное время и конкуренция - взаимопомощь. Очевидно, что абсолютное большинство людей хотят иметь максимально возможное число материальных благ, но тут возникает вопрос: сколько времени нужно потратить, чтобы их получить. Стоит ли работать 14 часов в сутки и не иметь фактически никакой личной жизни? Зачем человеку много денег, если у него нет времени их потратить? С другой стороны, есть люди, которые предпочитают посвятить себя молитвам и минимально заботящиеся о материальном благополучии. Каждый человек постоянно делает выбор между работой и свободным временем. Самые счастливые люди те, которые получают удовольствие от своей работы.

В свою очередь, государство должно создавать такие условия, чтобы у людей была возможность заниматься тем, чем они хотят. Но здесь важно, чтобы их действия не наносили ущерба окружающим. Должен обязательно действовать принцип: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». В принципе даже садисты могут не мешать жить другим, если они с помощью специализированных сайтов будут знакомиться с мазохистами и доставлять друг другу удовольствие. Преступников же так или иначе придется наказывать.

Конкуренция и взаимопомощь

Что касается конкуренции и взаимопомощи, то это базовые вещи, которые помогают человечеству развиваться и выживать. В курсе истории педагогики нам рассказывали об иезуитских колледжах, которые готовили высокообразованных людей. В них всё было построено на принципе конкуренции. Учеников делили на десятки, и каждый из них должен был бороться за более высокое место в своем десятке по уровню успеваемости. От этого зависело, какие поощрения получит ученик. С другой стороны, каждый член десятка конкурировал с аналогичными по месту в учебной иерархии участниками других десятков (первый по успеваемости соревновался с лучшими из других десятков, второй - со вторыми и т.д.). В случае каких-то провинностей никогда не практиковались коллективные наказания, всегда выявлялся виноватый и наказывался только он. Конкуренция была основой воспитания иезуитов, поэтому они достигали очень высоких успехов в образовании.

В свою очередь, чешский педагог Ян Амос Коменский сделал ставку на взаимопомощь, так как он стремился обучить максимально возможное число людей. На его уроки приходило по 500-600 человек одновременно. При этом наиболее способные ученики садились на первые парты, к ним и обращался учитель. По окончании урока отличники объясняли хорошистам непонятные моменты, а хорошисты, в свою очередь, давали пояснения троечникам. Получалось, что язык преподавания в ходе дополнительных занятий постепенно упрощался и даже слабые ученики могли понять основные вещи из того, что говорил учитель.

Если посмотреть на политическую и экономическую историю стран, то мы увидим, что Великобритания и США традиционно делают ставку на конкуренцию, а Россия - на взаимопомощь. Почему? Главные факторы - климат и внешнее окружение. Как известно, Великобритания - это остров, поэтому масштабных вторжений войск иностранных государств здесь не было порядка тысячи лет. У России протяженная сухопутная граница, поэтому наша страна постоянно подвергалась нападениям. Кроме того, климат в Великобритании более благоприятен, что позволяет развиваться индивидуальным хозяйствам, а в центральной России погодные условия регулярно приводят к неурожаям. Для того чтобы выжить, люди были вынуждены объединяться в общины. Именно взаимопомощь в ходе войн и неурожаев сформировала российскую цивилизацию. С другой стороны, на юге России, где климат мягче, а почвы плодороднее, успешно развивались индивидуальные хозяйства. Не случайно Юг России стал опорой белого движения в годы гражданской войны.

Известно, что у многих племен индейцев Северной Америки были два вождя. Один управлял племенем в мирное время, а другой - в военное, так как качества в разных условиях требовались разные. В мирное время лучших результатов позволяет добиться конкуренция, а в военное - взаимопомощь. Никколо Макиавелли говорил, что государю в разных случаях нужно быть лисой или львом. Однако только самые талантливые люди могут обладать такими качествами одновременно, чаще человек либо лев, либо лисица.

В последнее время понятия конкуренция и эффективность были основой правых идеологий, а взаимопомощь и справедливость - левых. Считалось, что правая политика способствует росту экономики и созданию богатства, а левая - перераспределению богатства. Однако финансовый капитализм привел к росту виртуального богатства незначительного меньшинства и снижению уровня жизни большинства населения. Возникает вопрос: может ли взаимопомощь быть эффективнее конкуренции в плане создания богатства? Оказалось, что может.

Многочисленные примеры высокоэффективных компаний, основанных на принципах взаимопомощи и самоуправления, приводит Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего». Компании, которые отказались от бюрократии и сделали ставку на доверие и развитие потенциала сотрудников, достигли выдающихся успехов. Это действительно новый шаг в эволюции человеческих организаций. В СССР лидером по производительности труда была артель золотодобытчиков во главе с Вадимом Тумановым (известен по песне Владимира Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан»). Вадим Туманов получал самую большую официальную зарплату в СССР (больше, чем глава государства). При этом его зарплата была всего в два раза выше самой маленькой зарплаты в артели.

Семь тезисов

Очевидно, что придумать идеологию, которая осчастливит всех, невозможно, нужно вести поиск адекватных ответов на вызовы современности на всех уровнях: человек - трудовой коллектив - населенный пункт - регион - страна - континент - планета.

В качестве своей версии ответов на вызовы современности могу предложить семь тезисов.

1) Выживание. Господствующая капиталистическая идеология провозглашает главной целью жизни человека обогащение, то есть накопление максимального количества материальных благ, причем индивидуально, а не коллективно. Однако ресурсов планеты Земля не хватит для того, чтобы обеспечить уровень жизни, характерный для «среднего класса» США и Западной Европы, населению Китая и Индии (не говоря уже обо всем остальном человечестве). Поэтому по всей планете происходит борьба за ресурсы, которая может вырасти в глобальную войну (в чем очень заинтересованы представители военно-промышленного комплекса). Элита рассчитывает, что в результате войн и сопутствующих им голода и эпидемий произойдет сокращение населения мира. Если людям не удастся противостоять такому развитию событий, вопрос выживания станет ключевым. Может быть, стоит озаботиться этим вопросом сейчас? Не дожидаясь, пока планета будет превращена в руины, малопригодные для жизни? Главное понимать, что нужно думать о выживании для всех, а не только для элиты, которая ради сохранения власти и сверхвысокого уровня жизни для себя готова пожертвовать миллиардами жизней.

2) Созидание. Главной ценностью для человечества должно стать создание вещей и идей, которые способствуют его выживанию. Очень актуально сегодня звучит учение о системах и антисистемах, сформулированное выдающимся отечественным ученым Львом Гумилевым: «То, что для построения нового, допустим, дома нужно сломать старый, стоящий на том же месте, - бесспорно. Это обычная в природе и истории смена форм. При ней хорошее не всегда меняется на лучшее, но всегда на что-то реальное, отвечающее потребностям эпохи. Такова специфика развития любой системы. Но когда памятник культуры (дворец, сад, картина и т.п.) или природы (лес, озеро, стадо бизонов) уничтожается и не заменяется ничем, то это уже не развитие, а его нарушение, не система, а антисистема. Руины или трупы не могут ни развиваться, ни сохраняться для потомства. Динамика сменяется статикой, жизнь - смертью, изменение структуры - аннигиляцией (уничтожением. - Ред.)». Вандализм одинаково деформирует и тех, кого губят, и тех, кто губит, ибо губителям оказывается невозможно жить на развалинах и опустошенных землях. Антисистема подобна популяции бактерий или инфузорий в организме: распространяясь по внутренним органам человека или животного, бациллы приводят его к смерти… и умирают в его остывающем теле. Применительно к современной российской действительности эту идею можно интерпретировать следующим образом: два предприятия обрели своих собственников в результате приватизации. Один из них стал развивать производство: тратить прибыль на покупку нового оборудования, обучать персонал, осваивать выпуск новых образцов продукции. Другой же продал всё оборудование, людей уволил, стены завода разобрал и реализовал в виде кирпичей и блоков. Если эти предприятия были градообразующими, то мы имеем два населенных пункта. Первый - процветающий и второй - депрессивный. Как видим, антисистемы есть и сегодня.

3) Духовность. Конкуренция между людьми должна строиться не на основе обладания вещами, а на основе духовных ценностей и знаний. Существует известная схема Абрахама Маслоу, который разделил потребности людей на пять основных категорий:

а) физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.;

б) потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни;

в) социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;

г) престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;

д) духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Следует стремиться к тому, чтобы люди обладали гарантированным минимумом материальных вещей (еда, одежда, жилье). Но они должны зарабатывать необходимые им деньги, а не получать их просто так. Для этого нужно запустить масштабную программу общественно полезных работ. Главным же элементом престижа должны быть духовные и интеллектуальные достижения человека, а не личный самолет или многоэтажный дворец. Ведь материальные ресурсы конечны, а знания - нет. Элита всегда должна быть умнее и образованнее среднего обывателя, в противном случае она быстро перестанет быть элитой.

4) Гармония. В отношении людей к природе и между собой. Об этом очень хорошо написал американский ученый Джаред Даймонд в книге «Коллапс: что делает общество, чтобы умереть или преуспеть». Приведу небольшую цитату: «Фактически один из главных уроков, который мы можем вынести из коллапсов прошлого (майя, анасази, остров Пасхи и прочие), состоит в том, что общество может прийти к упадку всего за 10-20 лет после пика рождаемости, расцвета силы и государственной мощи. В этом смысле кривая развития государства может совершенно отличаться от жизни человека, приходящей к упадку после продолжительной старости. Причина проста: рекордное население, потребление ресурсов вызывает рекордную нагрузку на окружающую среду, которая ведет к истощению ресурсов. Таким образом, не удивительно, что распад общества может последовать вскоре за его расцветом».

5) Самоуправление. Необходимо развивать как производственное, так и местное самоуправление. Когда люди почувствуют, что они занимаются осмысленным, общественно полезным трудом, они привыкнут нести ответственность не только за себя, но и за работу всего коллектива. Это позволит им улучшать свои навыки и помогать другим в их работе. Подробнее см. книги Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» и Вадима Туманова «Всё потерять и вновь начать с мечты».

6) Культ красоты. Основным критерием красоты могла бы стать идея советского писателя Ивана Ефремова, который понимал красоту как целесообразность (то есть то, что помогает в эволюции человека). Неиспорченная природа, здоровое тело, развитый мозг - всё это позволяет человеку жить и развиваться. Небольшой фрагмент: «Основы нашего понимания прекрасного, эстетики и морали восходят из глубин подсознания и, контактируя с сознанием в процессе мышления, переходят в осмысленные образы и чувства. Чувство прекрасного, эстетическое удовольствие и хороший вкус - всё это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов предыдущих поколений, направленный к выбору наиболее совершенно устроенного, универсального, выгодного для борьбы за существование и продолжения рода. В этом сущность красоты, прежде всего человеческой или животной, так как она для меня, биолога, легче расшифровывается, чем совершенство линий волны, пропорций здания или гармонии звуков. Вся эволюция животного мира - это миллионы лет накопления зернышко за зернышком целесообразности, то есть красоты». Более подробно см. роман «Лезвие бритвы».

7) Саморазвитие. Необходимо серьезно изучать и пропагандировать системы поддержания здоровья и развития способностей человека: йога, цигун, суфийские практики и т.д. Главным фактором успешности медицины нужно сделать не количество вылеченных, а количество здоровых людей.

Коротко основу новой идеологии можно сформулировать так: «Выживание человечества на основе взаимопомощи за счет созидательного гармоничного развития в единстве с природой». Подобные идеи люди высказывают постоянно, но человечество так и не смогло побороть в себе алчность, злобу, ненависть к непохожим. Интеллектуальный уровень среднего человека также весьма невысок. Но если мы хотим выжить, то нужно стремиться стать лучше, а не деградировать.

капитализм, Лалу, Маслоу, идеология, Иван Ефремов, Лев Гумилев, Вадим Туманов

Previous post Next post
Up