10 лет назад мне удалось побеседовать с Послом Сербии в России Славенко Терзичем. Привожу выдержки из этого интервью:
- Д-р Терзич, как вы оцениваете инвестиции группы «Газпром» в экономику Сербии?
- Очень положительно. Они являются сильным стимулом для развития нашей страны, а также в целом отношений Республики Сербии и Российской Федерации. Как известно, «Газпром» - крупная российская и международная корпорация. И для любой страны хорошо, когда такая компания появляется на ее рынке. До сих пор инвестиции «Газпрома» были весьма значительными и эффективными. Свидетельство тому - покупка «Газпром нефтью» сербской компании NIS, которая очень успешно работает в Сербии и соседних странах. «Газпром» вложил много средств в модернизацию нефтеперерабатывающего завода в Панчево и в хранилище газа «Банатски двор». «Газпром энергохолдинг» будет строить парогазовую ТЭС в Панчево.
Перспективные проекты
- Многие страны Восточной Европы с опасением относятся к российским инвестициям. Как вы думаете, почему это происходит? Почему Сербия не опасается российских инвестиций?
- Ваш вопрос весьма интересен. И, наверное, ответить на него необходимо более подробно. Как вы знаете, среди некоторой части общества в этих странах до сих пор живы предрассудки в отношении России и российской цивилизации. Однако я считаю, что это не имеет большого значения и что дело в точке зрения на характер российских инвестиций. Очевидно, существует страх того, что присутствие иностранного капитала прокладывает путь к укреплению политического и культурного влияния этой страны. Но я лично не вижу причин для этого страха, когда речь идет о России. Что касается Сербии, то у нас такого страха нет и российские инвестиции приветствуются. И более того, мы ожидаем, что приток российских инвестиций в следующие несколько лет продолжится. В конце октября 2013 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась первая большая инвестиционная конференция Сербии, на которой был представлен 71 сербский проект из разных сфер - от энергетики до фармацевтической промышленности и туризма. Интерес к ним со стороны российских бизнесменов был большой, и мы надеемся, что за этим последуют соглашения о проведении новых работ. При этом не нужно забывать об общей и долгосрочной основе наших отношений, которые активно развиваются во всех направлениях. Я имею в виду Декларацию о стратегическом партнерстве, подписанную президентами Сербии и Российской Федерации.
- Какие еще совместные проекты могли бы реализовать Россия и Сербия?
- Я считаю, что многие возможности экономического сотрудничества наших двух стран остаются пока неиспользованными. Нам предстоит крупный проект по ремонту железнодорожных путей в Сербии: он будет реализовываться с помощью российского кредита в размере 800 млн долларов, договор о предоставлении которого был заключен в январе 2013 года. Что касается наших совместных проектов в Сербии, то из общего числа проектов, которые были выдвинуты на Русско-Сербской деловой конференции «Инвестиционный потенциал Сербии», 15 представляют энергетику и защиту окружающей среды. Среди них есть и проекты, стоимость которых превышает 1,3 млрд евро, как, например, ТЭС «Нови Ковин» или строительство газовых ТЭС в Белграде, Нови-Саде и Панчево: их совокупная стоимость составляет 1,5 млрд евро. Есть проекты и в сфере агропромышленного комплекса. Сербия известна своими плодородными землями, на которых производятся и выращиваются органически чистые продукты. Существует 32 проекта в металлоперерабатывающей, химической и электропромышленности, а также 10 проектов в сфере фармацевтики (значительная часть которых предложена Институтом вирусологии, вакцин и сывороток «Торлак»).
Имеются проекты в сфере туризма и строительства. В Сербии большое количество отличных лечебных курортов и мест отдыха, среди которых особо выделяются горные центры Златибор, Златар, Копаоник, Стара-Планина и другие. Мне хотелось бы подчеркнуть, что мы с радостью ожидаем к себе в гости российских туристов.
С другой стороны, Сербия очень заинтересована в доступе к российскому рынку. Мы знаем, что в этой сфере существует сильная конкуренция среди мировых компаний, но полагаем, что здесь найдется место и для сербской экономики. В первую очередь я имею в виду сербские сельскохозяйственные продукты, как сырые, так и консервированные. Сербия и до сих пор инвестировала в российскую экономику, однако довольно скромно.
На российском рынке могли бы работать и сербские строительные компании. Как известно, в России идет подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 году (строительство стадионов, гостиниц и других объектов). Сербские компании в сфере мостостроения признаны во всем мире. Имеются интересные проекты в области науки и культуры. Наш институт ядерных исследований в Винче сотрудничает с институтом в Дубне. Существуют огромные возможности в сфере перевода литературных произведений. В Сербии в большом объеме переводится и всегда переводилась русская литература. Было бы очень хорошо, если бы и у русскоязычных читателей появилась возможность познакомиться с лучшими произведениями сербских писателей.
Дорога в ЕС
- Каковы перспективы вступления Сербии в Евросоюз? Какими вам видятся плюсы и минусы этого шага?
- Уже несколько лет идут переговоры о вступлении Сербии в Евросоюз. Членство в ЕС является стратегическим внешнеполитическим приоритетом Республики Сербии. Евросоюз - очень важный торговый и инвестиционный партнер Сербии. В 2008 году Сербия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом, который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Статус кандидата на членство в ЕС Сербия получила 1 марта 2012 года, а решением Совета Европы от 28 июня 2013 года положено начало процессу переговоров об ассоциации. Нынешнее правительство решительно настроено на продолжение переговорного процесса и надеется, что в последующие годы Сербии представится возможность вступить в ЕС. В январе следующего года состоится первая межправительственная конференция, на которой будут обсуждаться рамки вступления Сербии в ЕС. Не думаю, что это будет быстрый и легкий процесс. Некоторые влиятельные европейские государства полагают, что Европа «устала от расширения», хотя другие считают, что этот процесс нужно продолжить. Разумеется, есть и страны, которые хотели бы предъявить Сербии очень трудные условия для вступления в ЕС.
- Почему США и ЕС активно поддерживают независимость Косово?
- Всему миру известно, что речь идет об акте, противоречащем основополагающим принципам международного права. Но этот акт также противоречит и резолюции №1244 Совета Безопасности ООН. Очевидно, что в основе этого - стремление к политическому преобразованию всего балканского региона в интересах тех стран, которые совершили агрессию против Сербии и Союзной Республики Югославии в 1999 году. За актом признания самопровозглашенной независимости Косово и Метохии (КиМ) стоит значительно более важный и принципиальный вопрос - каким способом необходимо решать вопросы, связанные с национальными меньшинствами в суверенных государствах. В Европе или в мире нет практически ни одной страны, в которой не было бы национальных меньшинств. Ключевым является вопрос о том, нужно ли решать такие проблемы путем расширения автономии и самоуправления или путем пересмотра границ европейских государств. Как известно, у албанцев есть свое государство - Албания. В настоящее время заметно стремление создать на территории Сербии второе албанское государство.
Существует множество политических и правовых возможностей решения проблемы одного меньшинства, если она существует. Если говорить об албанском меньшинстве в Сербии, прежде всего на территории Косово и Метохии, то необходимо подчеркнуть, что у албанцев в Сербии и бывшей Югославии были права, каких, скорее всего, не было ни у одного меньшинства в Европе и в мире. Пересмотр границ, таким образом, является следствием более широких геополитических и стратегических проектов, а не решением проблемы ущемления прав национального меньшинства. Сербия предложила албанцам в Косово и Метохии самые широкие рамки автономии, но они при поддержке своих влиятельных спонсоров от этого отказались. При этом есть множество вещей, которые трудно понять. Одной из них является объявленная борьба против терроризма в мире, в том числе и против радикального политического исламизма. Всем известно, что в Косово и Метохии, как и в Боснии и близлежащих областях, действуют многочисленные радикальные исламистские группировки, что именно здесь вербуются боевики для Сирии и других горячих точек, что Косово и Метохия являются важным перевалочным пунктом в мировом наркотрафике и т.д.
- Как будет развиваться ситуация вокруг Косово? Можно ли пресечь стремительное усиление албанской мафии?
- Очень тяжело предвидеть будущее развитие событий вокруг КиМ, поскольку здесь, как и на просторах всего балканского региона, пересекается множество геополитических и стратегических интересов. Сербский народ в Косово и Метохии пережил ужасные страдания, особенно во время погрома 17 марта 2004 года. Эта проблема возникла не в 1990-х годах, она существует значительно дольше. 1999-й и последующие годы были финалом долгосрочной политической стратегии. С 1999 года по сей день разрушено около 150 сербских православных церквей и монастырей. Многие из этих монастырей были построены в Средние века и являются шедевром сербского искусства и архитектуры. Уничтожены почти все памятники сербской культуры, многие сербские кладбища, библиотеки. С 1999 года с родных земель было изгнано около 250 тыс. сербов вопреки обещанию обеспечить их возвращение. Не были созданы элементарные условия для их безопасного возвращения к своим, в основном разрушенным, домам. Правительство Сербии прилагает колоссальные усилия, для того чтобы в переговорах с временными институтами самоуправления в Косово и Метохии и при посредничестве ЕС найти решение вопроса о положении сербского народа в КиМ. Я уверен, что наши нынешние правительство и президент никогда не признают самопровозглашенную независимость одной части Республики Сербии, так же как я верю, что этого не сделает ни одна другая сербская власть в будущем.
Ответить на ваш вопрос о том, возможно ли прекратить стремительное усиление албанской мафии, непросто. Очевидно, что у нее имеется сильная поддержка в соответствующих международных кругах, в интересы которых не входит стабилизация балканского региона. Поддержание здесь постоянной нестабильности создает возможности для различных комбинаций. Международное сообщество, несомненно, могло бы сделать многое, если бы такова была политическая воля, хотя известно, что любую мафию трудно остановить. Опаснее всего связь мафии с мощными политическими центрами и структурами. Торговля органами похищенных сербов, с отчетом о которой выступил Дик Марти (член Парламентской ассамблеи Совета Европы, автор доклада, обвиняющего албанские власти Косово в незаконной торговле человеческими органами), ясно показала, на что готова эта мафия, но, как вы видите, расследование этого дела не дало особых результатов, так же как и до сих пор официально не объявлено о том, кто является настоящим заказчиком и как далеко распространяется это чудовищное преступление. Без расследования подобных преступлений, без желания установить истину в вопросе том, кто является жертвой, а кто преступником, вряд ли можно говорить о стабильности и примирении в этом регионе. А Сербия, несомненно, к этому стремится.