Когда одна обезьяна взяла палку, вторая стала работать. Классики марксизма делали упор на эксплуатации как проявлении экономического насилия, основанном на институте частной собственности. При этом классики не прояснили вопрос, возможен ли труд без насилия. Но надо заметить, что формула Маркса - положительное упразднение частной собственности -
(
Read more... )
Сама постановка вопроса уже предполагает некоторое определенное отношение к труду, не так ли? Собственно, и жизнь товарища классика показывает его ненависть к этому инфернальному злу - работе.
Reply
Это наглая ложь.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Принуждение человека к подневольной службе, во всех его формах, предполагает, что принуждающий имеет в своём распоряжении средства труда, с помощью которых он только и может использовать порабощённого, а при существовании рабства - сверх того - жизненные средства, необходимые для поддержания жизни раба. Во всех случаях предполагается, таким образом, обладание известным имуществом, превышающим средний уровень. Откуда же взялось оно? Ясно, во всяком случае, что хотя оно и может быть награблено, следовательно, может основываться на насилии, но что это отнюдь не является необходимым. Оно может быть добыто трудом, украдено, нажито торговлей, обманом. Оно вообще должно быть сперва добыто трудом, и только после этого его можно отнять грабежом ( ... )
Reply
Reply
Теперь Энгельс:
"Принуждение человека к подневольной службе, во всех его формах, предполагает, что принуждающий имеет в своём распоряжении средства труда, с помощью которых он только и может использовать порабощённого, а при существовании рабства - сверх того - жизненные средства, необходимые для поддержания жизни раба. Во всех случаях предполагается, таким образом, обладание известным имуществом, превышающим средний уровень. Откуда же взялось оно? Ясно, во всяком случае, что хотя оно и может быть награблено, следовательно, может основываться на насилии, но что это отнюдь не является необходимым."
Энгельс не считает экономическое принуждение насилием ( ... )
Reply
Если отвлечься от Энгельса, то сам труд в любой форме есть насилие человека над своей биологической основой с помощью сознания, ибо труд есть целесообразная деятельность.
С другой стороны, труд есть насилие над внешней природой посредством насилия над внутренней человеческой природой.
Reply
//труд в любой форме есть насилие человека над своей биологической основой//
Что за основа такая? Сидит белый медведь у проруби и ловит нерпу. Это он насилие над своей биоосновой совершает?! Что за антинаучная хрень?
//труд есть насилие над внешней природой посредством насилия над внутренней человеческой природой//
А какая природа человека? Вы бы меньше таких словес изрекали, причем с использованием ссылок на классиков марксизма - те про человеческую природу молчали, так что путаете что-то.
Reply
Это демагогия.
Внутренняя человеческая природа - это то, что досталось человеку от обезьяны. Человек есть противоречие социального и биологического.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment