Как красиво и сентиментально вспомнить о Ленине

Apr 22, 2023 10:53





Старик и море

15 лет назад, когда я в жж активно фантазировал как оживить российское левое движение, я придумывал проекты фонтанов: Сталин разрывающий пасть льву (Троцкому), Ленин разрывающий пасть акуле (капитала) и т. д. И когда я себе представил Ленина с акулой, мне в голову пришло, что этот образ я уже где-то видел, и вспомнил, что есть повесть о рыбаке по кличке «Старик», который в открытом море борется с акулами.



Сюжет там такой: Старик выходит в море на небольшой лодке, и ему удается поймать огромную рыбу, которая не помещается в лодку. Сначала Старик долго воюет с этой рыбой, убивает ее, но, поскольку она не помещается в лодку, ему приходится привязать ее к лодке снаружи, и таким образом довезти ее до берега. Но по дороге к берегу на лодку нападает стая акул, и изнеможенному старику приходится еще всю ночь отбиваться от акул. Повесть кончается хорошо, Старик добирается до берега живым, но от его огромной рыбы остаются только голова и часть костей.

Повесть написана в начале 1950-х годов, когда в Союзе был закат сталинской эпохи, и если эту эпоху сравнивать с революционными мечтами 1917 года, то наверно в отношении свободы можно было сказать, что от мечт о свободе почти ничего не осталось. Но даже в таком обглоданном виде, в СССР оставалось еще что-то привлекательное, и еще в мире было много людей, которые верили, что Старик не зря сражался с акулами.

Так что если кому-то хочется сентиментально вспомнить о Ленине, то стоит попробовать перечитать повесть о его эпическом поединке с акулами капитала, и попытаться рационально объяснить, как, спустя 30 лет, американский писатель смог оформить эту битву в виде архетипических образов.

Если сентиментальных переживаний кому-то покажется недостаточно, то можно вспомнить, что рыба не только символ капитала, но и символ христианства (Ίχθύς), и победу над рыбой можно проинтерпретировать и как победу над христианством, и тогда этот поединок приобретет еще и глубокое оккультное измерение.

P. S. Это было написано в 2020 году, а сейчас вспомнил, что в 2018 году есть запись с конференции, на которой историк А. А. Кара-Мурза в деталях рассказывает, как именно Ленин охотился на акул на Капри.

В комментах на ФБ подкинули ссылку на то, как к этому знаменитому рассказу Хемингуэя относились в СССР.

«Партийные идеологи усматривали в его произведениях несоответствие принципам социалистического реализма.
Например, в повести „Старик и море”, удостоенной Нобелевской премии, центральный партийный орган „Правда” в декабре 1952 г. писал: „Реакционная критика подняла на щит это произведение Хемингуэя, пытаясь усмотреть в нем глубокую философию”.
Смерть главного цензора не изменила отношения ревнителей коммунистической идеологии к Хемингуэю. Даже о присуждении Эрнесту Хемингуэю в 1954 г. Нобелевской премии по литературе советские читатели узнали не сразу. Изменений не последовало и после выступления Н. Хрущева с разоблачением культа личности.
Судьба крупнейшего романа Хемингуэя в СССР и в дальнейшем складывалась весьма неблагополучно. Казалось бы, после 1956 г., когда Михаил Кольцов был посмертно реабилитирован а Андре Марти, напротив, заклеймен как „отступник” от „идеалов коммунизма”, тем не менее попытка издания и даже упоминания романа на страницах ряда журналов в 1960 г. („Нева”, „Новый мир”) встретила решительное „нет” ЦК КПСС.»

экзистенциализм, литература, Хемингуэй, Ленин, символизм

Previous post Next post
Up