Кто не работает, тот не ест

Dec 03, 2019 18:29

«Кто не работает, тот не ест» - популярное выражение для осуждения лени, безделья и тунеядства.


Мысль о том, что лентяи и бездельники не должны кормиться за счёт тех, кто работает, - довольно часто появляется в человеческой истории. Впервые выражение с похожим смыслом встречается в Новом Завете во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла:
Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (3:10).

Похожее по смыслу выражение использовалось и в дзэн-буддизме. Так, в сборнике «101 история Дзэн», содержащем истории, которые излагают знания и опыт китайских и японских учителей Дзэн, авторство которого приписывается японскому дзэнскому учителю Мудзю (1227-1312), имеется притча № 83 «Кто не работает - не ест».
Хайкудзё, китайский мастер Дзен, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет: подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья. Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже. «Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент, - подумали ученики. - Лучше вернём их». Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им: «Кто не работает, тот не ест».

На русском языке аналогичная идея выражена близкими по смыслу и структуре народными пословицами: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться», «Работать не заставят, так и есть не поставят», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» и др.

Как принцип первых поселений англичан в Америке

Джон Смит на гравюре 1614 года
Весной 1609 года этот афоризм высказал первым британским колонистам на территории современных США капитан Джон Смит, один из основателей и лидеров Джеймстауна[1]:

Вы должны руководствоваться законом, что тот, кто не работает, тот не ест (за исключением неспособных трудиться из-за болезни). Труд тридцати или сорока честных и трудолюбивых человек не должен расходоваться на поддержание ста пятидесяти праздных бездельников.

Оригинальный текст (англ.)[показать]
В работах Ленина
В работах В. И. Ленина фраза в разных вариантах написания встречается неоднократно с 1917-1918 годов. Так, в работе «Государство и революция» (август - сентябрь 1917)[2] Ленин выводит принцип «Кто не работает, тот не ест» из работ К. Маркса:
… «Но эти недостатки - продолжает Маркс - неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит, после долгих мук родов, из капиталистического общества. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»…

Таким образом, в первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, то есть лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью. Постольку - и лишь постольку - «буржуазное право» отпадает.

Но оно остаётся всё же в другой своей части, остаётся в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества. «Кто не работает, тот не должен есть», этот социалистический принцип уже осуществлён; «за равное количество труда равное количество продукта» - и этот социалистический принцип уже осуществлён. Однако это ещё не коммунизм, и это ещё не устраняет «буржуазного права», которое неравным людям за неравное (фактически неравное) количество труда даёт равное количество продукта.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?»[3] (сентябрь 1917) этот афоризм Ленин называет «главнейшим правилом»:
Нам дало для этого средство и оружие в руки само воюющее капиталистическое государство. Это средство - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. «Кто не работает, тот не должен есть» - вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью.

В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 - январь 1918 годов) Ленин назвал этот афоризм уже «заповедью социализма»[4]:
Надо, чтобы каждая «коммуна» - любая фабрика, любая деревня, любое потребительное общество, любой комитет снабжения - выступили, соревнуя друг с другом, как практические организаторы учёта и контроля за трудом и за распределением продуктов. Программа этого учёта и контроля проста, ясна, понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и в недраной одеже, имели теплое жильё, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. «Кто не работает, тот пусть не ест» - вот практическая заповедь социализма…

Популярность же фразе принесла[5] статья Ленина «О голоде (письмо к питерским рабочим)»[6] (май 1918 года), в которой эта фраза названа уже «коренным началом социализма»:
Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест».

В СССР

Советский плакат
В Конституции РСФСР 1918 года содержалась статья, обязывающая всех граждан Республики к труду:
Статья 18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

Фраза Ленина в сокращённом виде вошла в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года:
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому - по его труду».

В слегка изменённом виде, этот принцип перешёл и в Конституцию СССР 1977 года:
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. В соответствии с принципом социализма «От каждого - по способностям, каждому - по труду»

Также фраза вошла вторым пунктом в «Моральный кодекс строителя коммунизма» - свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961).
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

В комедии Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» фраза была переработана героем Алексея Смирнова, который сказал «Кто не работает, тот ЕСТ. Учись, студент».

Другая переработанная версия этой фразы звучала в советском телевизионном комическом детективе «Ищите женщину», персонаж которой инспектор французской полиции Гранден в исполнении Леонида Куравлёва в ответ на вопрос о малоуспешности своей карьеры, говорит: «Ну ты же знаешь наши порядки - кто не работает, того не едят. А я работаю…». Тем самым отражается одна из особенностей работы в бюрократизированных структурах: результаты работы могут войти в противоречия с интересами влиятельных людей или вызвать зависть у коллег, в то время, как для начальства они могут быть безразличны или восприниматься как данность либо опять же, как стремление «подсидеть» руководителя, и таким образом будут порождать для активно работающего сотрудника только негативные последствия, вроде наживания врагов и т. д.

Хочу сказать большое спасибо автору вот этого поста https://new-rabochy.livejournal.com/268526.html без которого небыло бы и этого. В коментариях к тому посту вы сможете прочитать как я голодал.
Previous post Next post
Up