Хорошая статья. На мой взгляд, слишком много цитат, достаточно было бы одной-двух по каждому вопросу - легче бы читалось.
У неквалифицированного, но капиталовооруженного труда есть ограничения, это - огромная цена ошибки. Одно дело, если таджик болгарку угробит, и совсем другое - если станок за 100500 миллионов. Не говорю уж про ошибки в проектировании или лечении.
Можно Ваше наблюдение обобщить: квалифицированность труда определяется (или измеряется) общественной ценой ошибки работника. Например, ошибка токаря - испорченная заготовка. Ошибка директора завода - испорченная партия продукции. И т. д.
Кстати, поэтому неверно, что оператор, скажем, металлорежущего станка с ЧПУ это неквалифицированный труд по сравнению с обычным слесарем. Это труд, требующий иной квалификации.
===Можно Ваше наблюдение обобщить: квалифицированность труда определяется (или измеряется) общественной ценой ошибки работника. Например, ошибка токаря - испорченная заготовка. Ошибка директора завода - испорченная партия продукции.=== Это не совсем верный подход - это верхний потолок измерения квалификации. Цена пилоту - угробленный самолет и пассажиры. Но есть и нижний - сколько пилот потратил своих сил и здоровья, чтобы приобрести квалификацию, и сколько бы он хотел получать за этот "человеческий капитал" процентов. Коньюнктура/рынок - дают баланс между верхним пределом и нижним к взаимной выгоде. Но на рынке бывают и крайние случаи, когда цена уходит или к верхнему пределу ("полцарства за коня"), или, наоборот, к нижнему ("работать лучше, чем не работать"). Тогда одна из сторон выгоды не получает. Но это - исключительные случаи.
Я вообще-то не говорил о цене работника или "рабочей силы" - только о способе сравнительной оценки квалифицированности труда. "Общественная цена ошибки" включает не только энную сумму денег или материального эквивалента, а также и невещественный ущерб.
Интересная формулировка, мне это в голову не пришло. Пожалуй, соглашусь. Сейчас квалификация - это умение использовать машины для достижения поставленной цели ничего не взорвав.
Причем работник ведь не только "изготовитель изделий в цеху", тут надо, чтобы критерию подлежал труд инженеров, архитекторов, врачей, учителей, сельхозрабочих и производителей услуг, от парикмахеров до маршалов и президентов.
Да, все именно так. Внедрение машины выгодно и рабочему и капиталисту. Капиталист получает возможность получить прибыль на капитал, а рабочий - повысить квалификацию и зарплату.
У неквалифицированного, но капиталовооруженного труда есть ограничения, это - огромная цена ошибки. Одно дело, если таджик болгарку угробит, и совсем другое - если станок за 100500 миллионов. Не говорю уж про ошибки в проектировании или лечении.
Reply
Например, ошибка токаря - испорченная заготовка. Ошибка директора завода - испорченная партия продукции.
И т. д.
Кстати, поэтому неверно, что оператор, скажем, металлорежущего станка с ЧПУ это неквалифицированный труд по сравнению с обычным слесарем. Это труд, требующий иной квалификации.
Reply
Например, ошибка токаря - испорченная заготовка. Ошибка директора завода - испорченная партия продукции.===
Это не совсем верный подход - это верхний потолок измерения квалификации. Цена пилоту - угробленный самолет и пассажиры.
Но есть и нижний - сколько пилот потратил своих сил и здоровья, чтобы приобрести квалификацию, и сколько бы он хотел получать за этот "человеческий капитал" процентов.
Коньюнктура/рынок - дают баланс между верхним пределом и нижним к взаимной выгоде.
Но на рынке бывают и крайние случаи, когда цена уходит или к верхнему пределу ("полцарства за коня"), или, наоборот, к нижнему ("работать лучше, чем не работать").
Тогда одна из сторон выгоды не получает. Но это - исключительные случаи.
Reply
Reply
Сейчас квалификация - это умение использовать машины для достижения поставленной цели ничего не взорвав.
Reply
Reply
Reply
Reply
Внедрение машины выгодно и рабочему и капиталисту. Капиталист получает возможность получить прибыль на капитал, а рабочий - повысить квалификацию и зарплату.
Reply
Leave a comment