06 января 2023 года участник ak_aus написал тост с названием МАРАЗМ МАРКСИЗМА. Посчитал нужным поддержать его взгляды о необходимости измерения Полезности вещей. Через месяц получил замечание на свои тезисы. Учитывая, объективность замечания для определенной группы товаров и исключительную важность темы для понимания ошибок не только К.
(
Read more... )
С Вами согласен. К. Маркс не смог дать приемлемое для экономической науки и производства толкование тезиса " стоимость товара определяется затратами общественно - необходимого труда на его производство". Затраты труда какого работника следует принимать за общественно необходимые: 1 ) американца, немца, русского, китайца, 2 ) какой возрастной группы - 20 - 40 60 лет 3. С учетом какой сезонности - зима, лето, 4. с учетом какой фондовооруженности и т. д. Если нет понимания сущности конкретной категории, то для нее невозможно найти единицы измерения. При этом Вы правы, что человеко - часами нельзя измерять затраты труда, То есть категория " общественно необходимые затраты труда " есть фикция, поэтому к ней нельзя применять человеко - часы. Но по равным затратам человеко- часов и в обычной трудовой деятельности невозможно определять цены. Нельзя признавать равными цену картины опытного художника и цену услуги маляра по покраске фрагмента стены, если каждый из них выполнил работу за равное количество часов. Но если "Стоимость" есть фикция, она должна быть исключена из описания товарного производства. В итоге в товарном производстве есть ясность по Себестоимости товара ( СС ) и его Технико-эконмическим показателям , позволяющим при квалифицированной обработке данных определить величину Потребительной стоимости товара ( ПС ) Первую величину знает Производитель , вторую - Потребитель товара. Конкурентный рынок сам поделит разницу ПС - СС. Он с согласия обоих определит Меновую стоимость товара ( МС ). Соответственно каждый получит свою прибыль. Производитель в размере (МС - СС). Потребитель в размере (ПС - МС). Здесь нет никакой мистики.
Reply
"Нельзя признавать равными цену картины опытного художника и цену услуги маляра по покраске фрагмента стены, если каждый из них выполнил работу за равное количество часов. "
Нельзя по нынешним реалиям, но почему нельзя признать это моральным идеалом, к которому следует стремиться - вот, в чем вопрос. Почему час жизни одного человека должен стоить больше, чем час жизни другого (конечно, при условии, что они не халтурят)? Хотя, наверное, при таком раскладе надо учитывать разницу в других затратах времени, напрямую связанных с производством. К примеру, для художника может быть больше время обучения, чем у маляра, а у маляра - больше время восстановления от физической усталости.
Reply
"Но если "Стоимость" есть фикция, она должна быть исключена из описания товарного производства."
Из чисто экономических, денежных расчетов она может быть исключена. Но нужно ли ее исключать из идеологических, моральных, политических расчетов?
Позвольте для пояснения несколько отвлеченный пример - финансовые пирамиды. С точки зрения денег там все достаточно понятно и даже может быть законно, если основатель пирамиды не сбегает с деньгами, а просто банкротится. Но с точки зрения морали схема сомнительная, а чтобы пояснить, в чем именно она сомнительная, приходится привлекать какие-то достаточно абстрактные рассуждения о справедливости вперемешку с числовыми расчетами.
Примерно так же и с теорией прибавочной стоимости.
Reply
Относительно мошенничества с пирамидами мне трудно что либо сказать, здесь прямое мошенничество и надо его оценивать с позиций уголовного кодекса. Относительно теории Прибавочной стоимости, то я считаю, что она крайне нужна обществу. Но версию К. Маркса необходимо существенно поправить. Он утверждает, что вся прибавочная стоимость и богатство общества создается живым трудом, понимая под этим труд персонала обслуживающего машины. то есть рабочих. С позиции созданной мною Концепции СПС прибавочную стоимость и богатство общества создают все классы. Ученый, конструктор, инженер создают в чертежах новую технику , вместе с рабочими ее изготавливают и направляют в производство. За это создатели новой техники получают вознаграждение в 100 ед. Новая техника при использовании дает прирост прибыли в 500 ед. Эту разность в 400 ед . выявляют рабочие, обслуживающие новую технику, получающие зарплату 20 ед. Их труд дает прибавочную стоимость в 40 ед. В итоге общая величина прибавочной стоимости составит 440 ед. Здесь три проблемы. Первая, как признать на уровне общества подобное толкование теории Прибавочной стоимости. Вторая, как в соответствии с этими цифрами существенно увеличить зарплату рабочих и ИТР , исключить незаслуженное обогащение олигархов. Третья. Как наделить дополнительными доходами все остальные группы тружеников: врачей, учителей, военнослужащих и т. д.
Reply
Для меня очевидно, что версия Маркса нуждается в правке хотя бы потому, что автор не умел внятно формулировать свои мысли. Возможно, в нескольких томах "Капитала" заключена всего лишь одна полезная концепция (прибавочной стоимости), которая может быть внятно и однозначно изложена на паре страниц. Без этого вокруг "Капитала" вьется целая толпа толкователей как вокруг Евангелия, и эти толкователи каждый утверждает, что лучше понимает первоисточник.
Возможно, и не стоит так настойчиво пытаться понять, "что автор имел в виду", а просто отдать должное самой концепции и переформулировать ее внятно, четко и с учетом современных условий. К примеру, пояснить, как и почему ученый, инженер, конструктор и другие "интеллигенты" создают прибавочную стоимость, а также как это происходит в сфере услуг, в торговле и прочих "нерабочих" областях. Объяснить, почему обогащение олигархов незаслуженное, и вообще по какому принципу заслуженное и незаслуженное разделяется. С этим пониманием (что заслужено) потом можно не соглашаться, но надо хотя бы четко его сформулировать, перечислить за и против, типичные аргументы и контраргументы.
Reply
Полностью согласен с Вами. Нечто подобное тому, о чем Вы говорите я попытался систематизировать в книгах " Россия, 100 лет в поиске" " Россия: жизнь взаймы" ( Читать и скачивать бесплатно на Литрес ). Буду рад увидеть дополнения с Вашей стороны. Спасибо.
Reply
Leave a comment