При том, что я предлагаю помнить о каждой национальности и заботиться о развитии каждого народа (поскольку это означает раскрытие какой-то группы людей), я думаю, что значение национального вопроса часто преувеличивают. И это могут делать двумя, на первый взгляд, противоположными способами: одни говорят, что национальность это самое важное (юбер аллес), другие говорят, что национальность это очень опасно, поскольку порождает вражду, поэтому само понятие о ней следует уничтожить.
На первый взгляд может показаться, что эти позиции противоположны, но уже на второй мы заметим их сходство - сторонники обеих полагают, что национальность это нечто очень значительное, влиятельное и могущественное. Всего лишь из одинаковой посылки делают разные выводы: одни считают, что нужно все подчинять конкретной национальности и их борьбе; другие боятся этого и поэтому хотят уничтожить национальности вовсе - «во избежание». Покрасить все головы в один цвет они не хотят (как и уничтожить понятие о цвете волос), добиться одинакового веса всех людей тоже не желают, как и одинакового роста - потому что эти параметры полагают незначащими. А вот национальность для них это фактор могучий. Поэтому его не только следует разрушить, но и, так сказать, землю посыпать солью.
Я же считаю национальность достаточно важным свойством человека, чтобы мы его помнили и уважали. При этом не считаю его настолько значительным, чтобы превозносить над другими или, наоборот, вовсе уничтожать. Полагаю его нейтральным фактом, не больше и не меньше.
Например, товарищ Ромдорн писал в прошлых текстах, что русские должны заботиться друг о друге. Но совершенно не ясно, откуда это следует: дети часто не любят родителей, родители часто не любят детей, а сиблинги ненавидят друг друга еще чаще. Если говорить не про «нелюбовь», а про жалобы детей на родителей (и наоборот), то это вообще норма - во всех смыслах: и по распространенности (все или почти все так делают), и по влиянию на здоровье (жаловаться и быть недовольным - это нормально).
Соответственно, если считать, что русский (француз, немец) - это общность языка, почвы и происхождения, то совершенно не понятно, как из этого можно вывести обязанность заботиться друг о друге. У средневекового принца с его отцом-королем общее все три из перечисленных. Но именно поэтому он его убивает - чтобы сесть на престол - а не заботится.
Общие черты есть, а обязанность заботиться - нет. Тем более если мы говорим не только про обязанность, но и про ее выполнение.
Поэтому если говорить о самом важном, то я бы в этом качестве назвал, скорее, евангельские рекомендации: кто обо мне заботится, тот мне и ближний; кто выполняет волю отца моего небесного, тот мне и брат, и сестра, и матерь.
Притча о ближнем, рассказанная в Евангелии от Луки, именно и подчеркивает разницу: не тот, кто моего племени, ближний мне - поскольку двое соплеменников видели меня в беде, посмотрели, но прошли мимо; не тот, кто священник или чиновник, или богатый - потому что эти тоже видели в беде, посмотрели, но прошли мимо; а тот, кто помогает мне - перевязывает раны, везет к врачу, помещает в гостиницу и еще платит ее хозяину, чтобы тот за мной ухаживал. Тот, кто все это сделал, - делом показал, что мой ближний, пусть даже он из презираемого когда-то племени самарян.
Поэтому требовать от всех русских (россиян), чтобы они заботились обо всех русских (россиянах), полагаю бессмысленным: никогда такого не будет, точно так же, как никогда не бывает, чтобы все родители заботились о своих детях - некоторые всегда будут истязать, сексуально эксплуатировать и так далее.
И это может показаться грустным: не все, похожие на меня в чем-то, будут обо мне заботиться. Но у этого есть и утешение: зато некоторые, непохожие на меня, будут заботиться обо мне - некоторые русские будут ненавидеть всех русских (включая и себя), зато некоторые немцы будут о русских заботиться и помогать; некоторые россияне будут желать уничтожения российского народа, зато некоторые эфиопы будут содействовать нашему процветанию.
Почему происходит смешение разных признаков, вполне понятно: во многих семьях к кровным родственникам относятся именно как к ближним - помогают друг другу и заботятся; и при отсутствии навыка различения главного и второстепенного может казаться, что заботятся в силу кровного родства. Но в действительности наоборот: то, что многие семьи дают образец заботы о ближнем, позволяет нам лучше думать о кровном родстве и национальности, чем обстоит дело с этим в реальности. В реальности «враги человеку домашние его» не редко, а вполне часто. И беды от соплеменников тоже приходят нередко. А в частых случаях и вовсе семья или национальность организованы так, чтобы эксплуатировать кого-то из ее членов и высасывать из них все соки.
И при всем этом, как бы плохи ни были отношения в семье или внутри народа, странно закрывать глаза на свое родство: пусть человек считает кого-то «паршивой овцой» - но это все-таки паршивая овца из его собственного стада.
Резюмируя, скажу, что по моему мнению, национальность, как и кровное родство, - часть нашей реальности. А значит, как реальность требует знания о ней и проявления уважения к ней. Но при этом я считаю ее отнюдь не самой значительной и влиятельной частью: намного важнее, кто о ком и как заботится (является ближним), и какую волю какого отца исполняет (какие убеждения имеет). Поэтому я не ставлю не очень значительный фактор национальности выше всех остальных (не говорю, что «юбер аллес») и не стремлюсь к уничтожению национальностей - вижу в этом больше вреда, чем пользы, так же, как и в покраске всех голов в один цвет. Мне нравится наша разность, и я вижу в этом наше преимущество. И если мы враждуем, то делаем это не из-за наших различий, а из-за собственного непонимания, как организовать сотрудничество - пользоваться нашей разностью как преимуществом.