"Не знаю, верно ли, но утверждали еще, что в Петербурге было отыскано в то же самое время какое-то громадное, противоестественное и противогосударственное общество, человек в тринадцать, и чуть не потрясшее здание. Говорили, что будто бы они собирались переводить самого Фурье".
Ф.М. Достоевский. "Бесы"
Около двух недель продолжается бурление... в узких рамках "левого" ЖЖ вокруг опубликованного сайтом "Сен-Жюст" заявления "Мы не стрип-бар и не «Мосгорсправка». И становиться ими не собираемся":
http://saint-juste.narod.ru/ne_spravka.html Надо заметить, что "Сен-Жюст" давно ничего такого привлекающего общественное внимание не публиковал. Когда я сообщил об этой новости одному из коллег по сообществу, тот даже удивился: "А я думал, что Тарасов уже умер"...
К счастью, жив-здоров и по-прежнему брюзжит в своем фирменном стиле: левацкий Рунет не такой, читатели не такие, общество не такое и т.п. Ну, в общем, все как обычно, что не может не радовать... Особенно досталось Рабкору и Кагарлицкому, походя отхватил Долоев и кто-то еще.
Уже отреагировали:
Велимир Долоев:
https://doloew1917.livejournal.com/99704.htmlАнлазз:
https://anlazz.livejournal.com/295875.htmlСиняя Ворона:
https://blau-kraehe.livejournal.com/608101.html На Рабкоре я искал ответку, но, вероятно, время еще не пришло; я думаю, они отреагируют, но пока взвешивают все "за" и "против".
В целом все более или менее пережевывали вопросы улучшения пропагандистских подходов.
Однако, по-моему, это дело десятое. Важнее вопрос о том, чтО нужно людям. Основной посыл Тарасова: коммерциализация контента делает оппонентов Системы "не-труЪ"; посыл его оппонентов: не коммерция губит ррэволюционеров.
Наиболее вдохновляющими для меня оказались комментарии у Синей Вороны - комментарий Алекса Дрэгона и поддержавшего его Абзадса:
"нету никаких иных стимулов искать какие-то ответы кроме боли в собственной поротой заднице. Пока жизнь мордой об стенку не приложит - никакие благие пожелания не заставят человека куда-то идти. Только нужда. Вот когда припрёт под само горло - мы удивимся, как вдруг массы сами станут искать любую, самая немодную пропаганду".
Поначалу я и сам что-то такое думал. Точнее, смутно осознавал. Но прочитав такое у А. Дрэгона, задумался: а достаточно ли того, о чем он пишет?
И понял, что недостаточно.
Так называемый "левый рунет" пишет про все на свете, но больше пессимистически: про то, что кризис капитализма не за горами и начнется прям-таки буржуазная диктатура во всем мире, всему Первому миру обрежут их плюшки и они оголодают, что недовольство масс приведет к делегитимизации правительств и всеобщему коллапсу, а потом к революции, что массы прямо-таки жаждут убивать своих угнетателей и проч. и проч.
Впервые попадая в такую среду и ощущая недовольство чем-либо по жизни, поначалу проникаешься доверием к подобным речам из уст эрудированных и явно неглупых людей, тем более когда сам фрустрирован и растерян перед лицом "ужасов капитализма", и ощущаешь позывы к борьбе. Однако, читая подобные инвективы из года в год, начинаешь осознавать их дежурный характер и сходство по прогностической силе с пророчествами деятелей Мюнстерской коммуны или Ната Тёрнера.
Несомненно, брожение масс в период Реформации отражало развитие капитализма, а восстание Ната Тёрнера - тяжелое положение американских негров-рабов. Тем не менее, капитализм потом формировался еще около 500 лет, если считать по сию пору, а формальное освобождение рабы США получили аж через 30 лет. И никакой Новый Иерусалим не понадобился, и Второе пришествие не состоялось. И что самое характерное: радикальных анабаптистов поддержало как раз небольшое число европейцев, большинство придерживалось умеренных идей, в связи с чем, как пишет Википедия, их последователи сохранились до сих пор.
И вот представим, что Иоганн Лейденский вдруг бы обратился к собратьям с речью, что не так мы пропаганду, братие, ведем, надо, мол, поменьше коммерции, побольше пафоса и строгий отбор - чтоб были наши сторонники по-настоящему буйными, отмороженными борцами за Второе пришествие. Не тусите, друзья, в Голландии и германских землях, а приходите поскорее в славный город Мюнстер, мы отсюда смертный бой буржуям еретикам и папистам дадим!
Прочитали бы мы такое в учебнике истории и улыбнулись над наивностью этого молодого человека, которому ничего бы не удалось, даже если бы в его распоряжении оказались полсотни типографий.
Почему же речи Тарасова (или всей редакции "Сен-Жюста") вызвали такую реакцию: мол, "чего он из себя понимает?! И не коммерция вовсе губит борцов за светлое будущее, надо только дождаться всеобщего кризиса и тут мы развернемся!"?
Я думаю, вызвали они такую реакцию, потому что "левый Рунет" не затрагивает важных для широких масс тем. Широкие массы, насколько можно судить именно по их непредставленности в этой ррэволюционной среде, заинтересованы в своем экономическом благополучии и повышении уровня/качества жизни, причем во вполне буржуазном смысле. И никакая пропаганда, даже очень талантливая, не заставит человека броситься во все тяжкие.
Смутное осознание этого как раз и заставляет деятелей левого Рунета плодить апокалиптические сценарии по аналогии с Первой мировой и Октябрьской революцией. Однако ясно, что повтора не будет, а грядущие кризисы будут иметь как иную динамику, так и иные последствия. А вовсе не обращение к ортодоксальному марксизму.
Из последних ужасов капитализма нам предлагается рассматривать идею повышения пенсионного возраста, которое, конечно, мало кого радует, но возлагать на него надежды революционного порядка не стоит, как некогда не стоило возлагать их на монетизацию льгот.
Революции делают люди молодые, а именно с молодежью в РФ проблемы, да и вопросы пенсии - не самое главное, что волнует юношей. Волнует их обычно социальный лифт, но вызывает серьезные сомнения, что в поисках этого лифта они обратятся к революционным методам. Скорей уж на Донбасс поедут... А кто не поедет, предпочтет делать карьеру традиционными способами.
Или вот другая тема, с которой сложилось (а потом и разложилось)) наше сообщество: 6-часовой рабочий день.
Когда я в 2011 году думал о том, что сейчас может заинтересовать людей, я решил, что сокращение рабочего дня - некое общее достижение, понятное и осязаемое, даже для тех, кто работает по иному графику. "Освобождение труда, рабочего класса" звучит слишком общо, тогда как лозунг введения 6-часового рабочего дня почти аполитичен, а сама цель вполне достижима:
https://rabochy.livejournal.com/3899.html (обсуждение 2011 года)
https://new-rabochy.livejournal.com/343.html (репост и обсуждение 2017 года)
Но на фоне людей, ниспровергающих правительства и обещающих мировую революцию в ближайшие десятилетия, мы выглядели бледно. Приглашенный, помнится, вскоре Кляйном Никита Петрович Быстров из "Прорыва" стал нас поучать с позиций ихнего научного централизма и отсылать штудировать классиков. Дело конечно, хорошее, и наезд "Прорыва" на украинских левых, совершенно растерявшихся в 2014 году, вполне оправдан, но интересно - неужто Бортник, Никита и их вождь Подгузов, случись чего в РФ, сразу влезут на броневик и с него даже не упадут?!
Завязывая с ностальгическими воспоминаниями, я хочу подытожить: не пропаганды не хватает, и формы тут не столь важны, а убедительной концепции современной реальности, востребованной широкими общественными слоями. Обычный же ответ на подобное сетование: "читайте Маркса и Ленина, у них все написано".
Полагаю, что это крайне приблизительный подход к реальности, с чем и связаны неудачи и междусобоечность левого Рунета.
Ну можно ли воспринимать всерьез, не поминая Иоганна Лейденского, вот такие речи Синей Вороны:
"примерно такое будущее, на мой взгляд, ожидает в дальнейшем "сытые" страны. Выбор из трех вариантов - война, нищета или тотальный контроль - очень невелик и как-то совершенно не радостен.
Единственная оптимистическая новость: за исключением варианта "тотального контроля" (который не может быть реализован на всей земле), во всех остальных случаях классовая борьба будет обостряться. Она неизбежно, исторически закономерно приведет к социалистической революции и построению нового бесклассового общества. Коммунизм победит"//
https://blau-kraehe.livejournal.com/Почему она не прибавила "аминь", для меня загадка)). Правда, оговорилась, что все это будет не при нашей жизни, а значит, помрет и шах, и ишак, и Ходжа Насреддин...
Тарасов вон сотоварищи в обсуждаемом тексте оставили себе немалое пространство для маневра:
"Если общество оказывается не способно выделить из себя агентов прогрессивных социальных изменений, это общество ждет долгое гниение".
Тут сразу вспоминается советский анекдот - неужто Александр Николаевич его забыл? - про то, что Запад загнивает, но зато какой аромат! А сформулировано-то как деликатно: прогрессивные социальные изменения... понимай как хочешь - социализм, коммунизм, социальное государство, анархия...
Дальше они пишут:
"По этой причине мы призываем тех наших читателей, кто разделяет наши теоретические взгляды и считает себя нашими единомышленниками (пусть и не стопроцентными), прекратить наконец сидение и болтовню в соцсетях, полезные только классовому врагу (его спецслужбам), а выходить с нами на прямую связь, писать письма на наш сайт (пока еще есть такая возможность), задавать вопросы, предлагать свою помощь, договариваться о взаимодействии и т.п. Только такое поведение имеет смысл".
Тут возникает вопрос: а чем письма на сайт отличаются от болтовни в соцсетях? Сайт "Сен-Жюст" занимается тем же, чем занимаются и другие сайты, чем занимаются многие блогеры. (Кстати, я некогда, в 2003, написал Гейдару Джемалю, мол, не могу ли быть чем полезен. Он попросил мой телефон. Но не позвонил.))
Сам же Тарасов некогда высказывал сомнение в перспективности партийного строительства в 21 веке. А тут, по сути, как раз предлагается объединиться в одном месте - и неужто классовые враги со своими спецслужбами не смогут это место контролировать? Оберег там, что ли, какой-то имеется?!
И тут вопрос, вынесенный в заголовок: может, написать "Сен-Жюсту"? - тогда наверняка займешься прогрессивными социальными изменениями, а не будешь гнить как все...