Полная (не зацензурированная) статья в Компьютерру про Связьэкспоком-2009

Jun 16, 2009 11:06

Сон разума с небольшими проблесками сознания.

Именно так я бы охарактеризовал Связьэкспоком-2009. Прежде всего, стОит сказать, что я - человек, не то, чтобы избалованные выставками, избалованный - слишком мягкое определение. Скорее я человек уже «измученный выставками», так как по роду своей работы повидал их столько, что никакого энтузиазма ни одна из них у меня уже не вызывает, в какой части света мероприятие бы не проходило.

И хотя выставочное движение в IT-телекоме за последние несколько находится явно не подъеме (в мире осталось две-три хоть сколько-то приличных выставки нашей тематики: Mobile World Congress, CTI да Computex), но все-таки некоторые ожидания от выставок у народа все еще остались. Соответственно, осталось понимание, что такое «хорошая выставка», зачем она вообще нужна и как она должна выглядеть.

В этом плане нынешний Связьэкспоком не принес в это понимание ничего нового. Напротив, выставка лично на меня произвела достаточно удручающее впечатление. Не могу сказать, что совсем все было плохо - есть некоторые положительные моменты, о которых я скажу ниже, но общее впечатление - это конец. Причем конец до некоторой степени вызывающий удивление. Ни тем, что все умерло (то, что Связьэкспоком «сдувается» было ясно уже два года назад), но удивляет тот факт, что окончательной стадии смерти Связьэкспоком все еще не достиг. Хотя должен по идеи. И даже кризис не вывел пульс этого мероприятия на окончательно монотонный ровный писк.

Прежде всего, про организацию. Что ж никакое природное явление, никакое экстраординарное событие, никакое несчастье, навроде «нечаянного» (конечно, никто и не подозревал, что они приедет!) приезда президента огромной державы не способно заставить русского человека работать. Работать - это против правил. Это - дурной тон. Это - вредно и глупо. Работать - это разлагает душу. И даже кризис тут ничего пока не меняет.

Уже на подходе к выставке были слышны объявления (причем, о, чудо! На двух языках!) о том, что покупать пригласительные билеты с рук нехорошо и опасно. Это все, что организаторы смогли противопоставить толпам «шарамыжников» уже у метро осаждавших приближающихся к выставке посетителей предложением «купить билетик задешево». Надо сказать, что хотя и предложений было много (не смотря ни на какие объявления), клиентов у продавцов я лично не видел. Да и вообще поток на выставку от метро был достаточно хиловатый.

По пути на выставку я попробовал представить, что испытывает иностранец, который посещает сие радостное мероприятие первый раз. Думаю, что особенного комфорта он точно не испытывает. Вешать в метро указатели, помогающие людям найти вожделенный вход или ставить консультантов - это, как я сказал выше, явно моветон. Ничё, не инвалиды, не разваляться спросить голосом. Если, конечно, повезет и рядом окажется знающий человек. А не повезет - да и фиг бы с ними! Понаехали тут! Сидели бы у себя дома, а не шлялись бог знает где.

Сам вход на выставку также не лишен некоторого национального колорита. Из всего 4 турникетов работало только 2. Да и то куда и как совать беджик со штрих-кодом было крайне не понятно. Видимо, я туп по природе и все остальные догадывались с первого раза. Не буду обвинять в этом организаторов.

То, что в немногочисленных холлах выставки все-таки удается потеряться благодаря полному отсутствию каких-либо указателей - это, в общем-то, полбеды. Как всегда самое удручающее впечатление на любом мероприятие в «нашей раше» производят отхожие места. Видимо, к приезду Дмитрий Анатольевича в туалетах постелили зеленые ковровые дорожки. Но видимо к приезду того же Медведева из соображений безопасности закрыли 4 или 5 кабинок из 8. Чтобы никто не спрятался. К тому же, а как же национальная русская забава «А кто последний пописять? Ой, господа побыстрее!»? Видимо охрана Медведева извела всю туалетную бумагу во всех кабинках, она же использовала все жидкое мыло в умывальниках. По причине отсутствия запасов леди, которые призваны блюсти частоту отхожих мест, не особенно сильно волновались таким положением дел, а мирно трещали на лавочки у входа в WC. Вообщем, все как всегда. IT, не IT, Медведев, не Медведев, а русский туалет есть русский туалет.

Ну, ладно, довольно о грустном. Перейдем от традиций организации выставок к собственно содержательной части.
По сравнению с Связьэкспокомом двухлетней давности в списке участников произошли некоторые изменения. Нет, Nokia и Samsung, конечно, не возобновили своего участия. Но организаторы нашли простое, но гениальное решение, как занять стремительно пустующие площади павильонов. Они просто собрали под одной крышей, точнее в одно и то же время, несколько разных выставок. Ну, проходящая в павильоне Форум (он был просто закрыт два года назад) выставка с магическим и чарующим названием «Сварка, резка, наплавка» совершенно не добавила интереса моей основной целевой выставке равно как и проходящие в других павильонах в параллель со Связьэкспокомом увлекательные шоу ТРУБЫ РОССИЯ-2009, АЛЮМИНИЙ / ЦВЕТМЕТ-2009, ПРОВОЛОКА РОССИЯ-2009, МЕТАЛЛУРГИЯ-ЛИТМАШ-2009. А, вот, соседство с НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 как раз оказалось крайне полезным. Именно НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 со своим крайне не большим числом участников привлек, как мне кажется, наибольшее внимание многих посетителей.

Почему? А все очень просто. Основные смысловые составляющий выставок: 1) Демонстрация новинок 2) Заведение новых контактов и знакомств 3) Показ достижение индустрии широкой публике (то есть конечным потребителям, массовому покупателю)
Первое для Связьэкспокома уже слабо актуально. Революционных новинок российская телеком индустрия уже давно не рождает. А иностранные бренды предпочитают использовать совершенно другие площадки для анонса новых продуктов. Второе также больше не актуально. IT-телеком - отрасли с многолетней историей, здесь все друг друга знают, все со всеми знакомы, все в курсе всех дел партнеров и конкурентов. Поэтому смысл телекомовской части Связьэкспокома стремительно стремится к нулю - какие там могут быть новые контакты? И в чем смысл видеть в сотый раз того же Петра Петровича или Иван Иваныча, которых ты уже видел и год, и два, и три назад и с которыми ты уже давно работаешь, и встречаешься постоянно и без всяких Экспокомов. В конце-концов есть Интернет и телефон. Широкой публики на выставке нет в принципе: Связьэкспоком - выставка для специалистов.

Таким образом, особенной ценности основная телекомовская экспозиция для большинства посетителей уже не представляет. Другое дело тема навигации, то есть параллельная выставка НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009. Тема, что называется «на гребне», сегмент этот молодой, но чрезвычайно динамичный. Люди здесь пока друг с другом еще не перезнакомились. Именно НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 и стал той «отдушиной» лично для меня, по причине которой я не могу сказать о полном провале нынешнего Связьэкспокома. Правда, и тут не обошлось без курьезов. Запомнился мне стенд компании M2M Телематика. На стенде стоял какой-то очень понтовый ретро-автомобиль, на котором плясали две девицы, обряженные под Мерлин Монро. Все, с кем мне довелось пообщаться в этом павильоне, лишь пожимали плечами на вопрос «Что хотели показать авторы сей иснталляции?». Обычно такие стендовые шоу призваны привлекать внимание проходящих мимо зевак. Но а) Зевак на выставке нет - тут одни специалисты, которым и так интересно то, что показывают участники. б) В павильоне НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 выставлено всего-то с два десятка компаний. А потому за внимание посетителей бороться таким образом можно только уж если ну совсем денег девать некуда. К тому же, компания M2M, насколько мне известно, работает, главным образом, в B2B сегменте, к тому же, судя по всему позиционирует себя как компания предлагающая инновационные решения. При чем тут «ретро» я понять так и не смог, в конце концов остановившись на двух предположениях: а) Либо это банальный «чудовищный выброс креатива» какой-нибудь облеченной полномочиями девочки-маркетолога (своре всего, даже с MBA), либо люди нацеливаются на decision makers возраста где-то лет 60-70, молодость которых как раз пришлась на период расцвета крашенных кучерявых блондинок с развевающимися на ветру коротенькими убочками. Типа понастальгируют, смахнут слезу, глядишь и подойдут поговорить. А так бы не подошли никогда! (???) В общем, хорошо, когда на креативчик есть денюжка.

В основной павильоне основной выставке Связьэкспокома все то же, что и было два года назад: всякие пензенские и саранские кабельные заводы, ФГУПЫ и НИИ со всей страны, представляющие какие-то металлические шкафы неопределенного назначения… В общем, скучно. Отвлекся я от депрессивных мыслей я на трех стендах. АФК Система показывает всех своих дочек: Sitronics, МТС, МГТС, Скайлинк и прочая. Чего и кому показывают, я, к сожалению, не понял. Но стенд большой и красивый. Привет M2M Телематика. Креатив ради креатива удался. Деньги потрачены. Видно, что АФК Система все очень не плохо. С деньгами.

Почта России. Их стенд вызвал во мне некий заряд позитива. Я поймал себя на мысли, что до недавнего времени Почта России ассоциировалась у меня с хамовитыми тетками предпенсионного возраста с грудями 28 размера, на которые можно ставить контрольно-кассовый аппарат, очередями бабок, жаждущих получить очередной месячный госпоек, затертым столами и прочими прелестями пропитанного совковым духом заведения, который (дух) оттуда выветреть не удасться еще лет 30 или 40.

Но нет. Сначала я заметил, что на почтах стали появляться компы с Интернетом. Конечно, сделано это было кривоватенько, но уже очевидный шаг в будущее. Затем почта начала работать как банк, принимая платежи за коммунальные услуги (чему я был очень рад - очередей в соответствующее окошечко практически никогда не было в отличие от толп все тех же вездесущих бабок в Сбербанке). И, наконец, почта стала работать как копировальный центр - все отделения оснастили ксероксами. На лицо - реальный поворот к клиенту.

Стенд на Связьэкспокоме меня окончательно уверил, что Почта России меняется. Современный стильный дизайн стенда, молодые лица со следами интеллекта на лице, какие-то действительно интересные и современные услуги (навроде Киберпочты). В общем, сплошной позитив.

Неожиданно разочаровал мой любимый Билайн (я их бессменный абонент с 1999 года). Столь серьезная и инновационная (как мне всегда казалось) контора и вдруг занимается каким-то технологической некрофилией. Во-первых, представляют мобильное телевидение стандарта DVB-H. Да, я понимаю, что они долго и упорно вкладывали в это направление деньги и надо как-то отчитаться перед публикой о результате. Но, ей богу! Не насилуя же де-факто мертвую технологию, которой, как все уже поняли, не суждено стать массовой. Где, я Вас спрашиваю, сеть вещательных станций данного стандарта? Где сеть каналов? А, самое главное, где абонентские устройства, которые могут работать в DVB-H? Ааааа… Вы вспомнили две модели: кажется, Самсунга, и, кажется, glofiish. А еще, кажется, был LG. Были-были. Но где они теперь? Где купить? То-то же! Если и будет в этой стране массовое мобильное телевидение, то, скорее, банальное IP-TV на обычном быстром мобильном Интернете. Как у Spb TV. Просто, быстро, доступно всем - работает на любом девайсе, который способен подключиться к Интернету. DVB-H же - не более, чем очередная технологическая блаж.

Второй «выкопанный труп старушки», представленный Билайном - BlackBerry. Зачем его было выкапывать - одному богу известно. BlackBerry в России не подняться. Во-первых, потому, что push mail есть в огромном количестве популярных телефонов многих гораздо более раскрученных брендов (Nokia со своим Symbian, многие Windows Mobile аппараты). Это в Америке, где потребительский рынок весьма инерционен, а рядовые пользователи очень часто «думают брендами», BlackBerry - это синоним push mail. Потому, что ББ - первые, кто правильно захватил эту нишу. В России это не так. Здесь в эту нишу пришли изначально другие. А ББ децл опоздал.
Но это даже не самое главное. Главное, что в нашей стране существенно другая культура работы с электронной почтой. Даже у бизнес-сообщества, которое и есть основная ЦА BlackBerry в США и Европе. Если в США цикл «получил письмо-ответил-получил следующее» занимает часы, а то и минуты, то у нас в стране традиционно почта - это «долгоиграющий» вид коммуникации: «Я сегодня не в офисе. Завтра доеду до почты и отвечу» - традиционный ответ, который приходится слышать ежедневно. Если что-то срочное и важное - позвони по телефону, если важное и быстрое - напиши по аське, в скайп. А почту - это серьезно, основательно, долго.
И пока менталитет нашего бизнес-сообщества не поменяется, BlackBerry да и push mail вообще у нас массового распространения не получит.
В общем, Билайн меня нынче разочаровал.

Никто другой на этом Связьэкспокоме никаких сильных чуйств у меня, к сожалению, не вызвал.
Были еще большие, до потолка стенды, с громкими именами (ВГРК, Газпром, еще кто-то). Странно смотрелся на всем этом фоне отечественных около бюджетного гигантизма IBM. Но, как я понял чуть позже, смысл такого «стояния» в основном павильоне Связьэкспокома как раз в этом году был. Помимо того, что люди показывали всем остальным, что с деньгами у них все «чики-поки» и они «не хуже других правильных ребят», в этом году появился еще один повод «выступать по взрослому» - выставку посетил Дмитрий Анатольевич собственной персоной. Естественно, со свитой. Понятно, что особенно много времени гулять по павильону и вникать в то, что и кто там представляет, а, тем более, зачем это делается, у него не было. Ноо даже если пару раз взгляд его или кого-то из окружения (имеющего вес, естественно) просто остановился на стенде той или иной компании… Это ж ведь как реклама бренда на потребительском. Чем чаще потребитель (тот, кто платит компании деньги) видит твой логотип, тем выше шанс, что выбор падет именно на твою продукцию, когда, наконец, человеку понадобиться тот товар, который ты производишь. И вероятность того, что он «вспомнит» твою компанию тем выше, чем чаще твой бренд мелькал у него перед глазами раньше. Так и с Медведевым. Визуальная реклама брендов «больших» компаний и не более того.
Выводы: Краткое резюме по выставке - сон разума, но с некоторыми приятно удивившими просветами (НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009). Которые дают основание полагать, что агония Связьэкспокома, вполне возможно, продлится еще несколько лет.

В догонку. Нет, все-таки, сон разума - это заразно.
Как все уже успели заметить тема ГЛОНАСС, как и тема Нанотехнологий приобрели уже характер публичной паранои. Причем, обострения случаются обычно после очередных «встреч на высшем уровне». Которые к чему-то конкретному приводят редко, но зато шуму на соответствующую тему поднимают много. Тема ГЛОНАСС в последний раз «педалировалась» СМИ и вовлеченной публикой в конце прошлого года, когда «главный фанат темы», господин Путин, с кем-то встречался очередной раз и беседовал на тему будущего российской навигационной системы. Тогда все «побурлило» и успокоилось. Тема ГЛОНАСС всем надоела.

Но на прошлой неделе состоялась очередная судьбоносная встреча. Путин вызвал к себе Евтушенко, главу АФК Система. Или он сам напросился. Не важно, в общем. Важно, что говорили они о ГЛОНАССе. Ну, Евтушенко в который раз обещал, что с приемниками сигнала ГЛОНАСС скоро все станет «чики-поки». Прошлый раз, если не изменяет память, его контора обещала «счастье» в начале прошлого года и «чики-поки» в виде линии, шлепающей сотни тысяч копеечным микросхем по несуществующей в России на тот момент технологии 90 нм, были запланированы то ли на конец 2008, то ли на начале 2009. Не срослось. Но теперь нашли какой-то «новый путь», привлекли каких-то немцев, у которых уже есть технология 90 нм, и даже круче, и теперь, вроде как, точно должно сростись. Хотя лично я подумал: «Свежо предание, но верится с трудом».

Но не суть. Главное, что встреча прошла, как говорят в протоколах, «в конструктивном деловом ключе». Поговорили, в общем. И СМИ забурлили в очередной раз на тему «фетиш N2 - ГЛОНАСС».
Как всегда, в таких случаях, нашлись люди, которые вдруг осознали, что они как-то до сих пор от фетиша стояли в некотором отдалении. И что все порядочные «сурьезные дяди» уже что-то сделали или хотя бы сказали (что, обычно, более соответствует действительности) на тему «ГЛОНАСС - наше все!», а они как-то пока пролетали. И пошли комментарии. В тему и не в тему. Кто кого! Апофигеем (как говорили у нас в ВУЗе) стало мегакреативище Роскосмоса и комментариев его главы Анатолия Перминова. Позвольте процитировать первоисточник: «Роскосмос предлагает правительству ввести повышенные таможенные пошлины на ввоз в страну спутниковых навигаторов системы GPS и автомобилей, не оборудованных приемниками, принимающих сигналы и российской ГЛОНАСС, и американской GPS, говорится в сообщении на сайте федерального агентства.»
Мда… У вас есть вопросы? У меня кончились все мысли. Такого… предложения я давно не слышал. Папа, а инопланетяне есть? Нет, сынок, это фантастика!

Не знаю, как это можно вообще комментировать. Лучше всего высказался один мой знакомый: «Предлагаю правительству ввести повышенные таможенные пошлины на ввоз в страну телефонов, в которых в качестве рингтона НЕ стоит гимн России. А исключительные права на исполнение гимна передать хору Александрова. Чтобы остальные, все, кто гимн в телефоны ставит отстегивали бы хору соответствующие fees. Чем не популяризация национальных символов? А, главное, все предельно просто - ввел пошлины и можно уже больше не работать, ничего не популяризировать».
К чему я это? А все к тому же, с чего начал. Это - против правил. Это - дурной тон. Это - вредно и глупо. Это разлагает душу. И никакой кризис тут ничего не меняет. Это - наша Родина, сынок!

навигация, связьэкспоком, выставка, телеком, навитех-экспо, связь-экспоком

Previous post Next post
Up