Фиксы - т.е. односкоростные велосипеды без свободного хода, нынче в моде. Я, правда, пока еще не совсем разобрался где и у кого именно - во всяком случае во Франкфурте и даже в Берлине этих зверей на улицах видно очень редко, да и те что видно - часто только маскируются под фикс а на самом деле оказываются обычными синглспидами. Но тем не менее, в интернетах можно найти какую-то информацию, хотя иногда и несколько запутанно. Одной из актуальных тем является т.н. skid stop - техника экстренной остановки фикса без использования ручного тормоза.
Несмотря на то, что лишь благодаря как-то увиденному на улице "безтормозному" фиксу, я вообще получил повод заинтересоваться этой разновидностью велосипедов (которой сейчас большой поклонник), все же воспринимать эту идею совсем всерьез у меня не получается - слишком очевидны недостатки и слишком неочевидны преимущества. Но почему бы тем не менее не разобраться, не попробовать и не научиться?
Техника используется именно для остановки, просто сбросить скорость можно гораздо проще - толканием педалей "в противофазе", как я описывал
здесь.
В англоязычных источниках используются два термина: skip stop и skid stop. На самом деле это одно и то же. Skip означает "пропустить", "перескочить" итп., skid - "буксовать", "скользить", "идти юзом". Дополнительную путаницу создает тот факт, что скид-стоп иногда демонстрируется в качестве трюка - в этом случае круто считается не остановиться как можно быстрее, а наоборот, пробуксовать как можно дольше.
Если совсем вкратце - смысл техники заключается в том, чтобы последовательно: снять свой вес с заднего колеса, остановить его обратным движением педалей до короткой пробуксовки, вернуть вес на уже остановленное колесо, проскользить на нем до полной остановки велосипеда. Выглядит все как-то сильно сложнее чем просто потянуть рукоять тормоза, и как-то менее надежно, да еще и резина на заднем колесе явно не скажет спасибо. Так оно и есть на самом деле :) Однако coolness-фактор нельзя недооценивать, к тому же езда на велосипеде это в первую очередь развлечение и спорт, здесь глупо искать какой-то другой смысл кроме очевидного.
Любителей визуальных инструкций я отсылаю на ютуб - по запросу skid stop найдется довольно много всего, например
вот - хорошо показано как не нужно делать. О том же как нужно, есть несколько, где все показано в деталях и разных ракурсах.
Основные тонкости примерно таковы:
- Чем быстрее ехать, тем лучше получается скид-стоп.
- Аналогично - чем дальше вперед выбросить свой центр тяжести, тем лучше. Но по мере тренировки, как говорят, получается даже вообще не отрывать зад от седла. У меня пока не получается.
- Ноги нужно пристегнуть к педалям каким-нибудь из многочисленных способов.
- Если вывернуть руль немного вбок и инициировать таким образом занос, тормозной путь сократится, но вероятность падения повысится.
- Скид-стоп приводит к ускоренному износу резины и коленей ездока. Первое - проверено абсолютно точно, второе нет. Износ резины можно уменьшить (точнее - распределить на несколько точек вместо одной), если число зубцов на передней звездочке будет НЕ кратно их количеству на задней.
- Тормозной путь при скид-стопе в любом случае значительно длиннее чем при применении ручного тормоза на переднем колесе. Асимметричным ответом на это может быть либо гораздо более вдумчивая езда со своевременным просчетом всех потенциально опасных ситуаций и неадеквата других участников движения, либо таки установка этого чертова тормоза. Теоречитески даже в самом хаотичном городе возможно ездить так, чтобы необходимости в торможении не возникало вовсе. На практике все портят как всегда - погода и человеческий фактор.