Интересно работают у людей ассоциации. Скажешь "велосипед" - сразу думается о какой-нибудь унылой скрипучей колхозной железяке, "маунтин-байк" - о! совсем другое дело. Вдвойне забавно, что под модным выражением часто подразумевается какой-нибудь пролетарский аппарат из супермаркета, от честного колхозного отличающийся только повышенной понтовостью внешнего вида и пониженной эффективностью как средства передвижения. Но так или иначе, за последние лет 10 я получил море удовольствия, катаясь на своем (настоящем, не пролетарском) маунтинбайке по окрестным горам.
Теперь, переехав в большой город, горы отдалились километров на 50, но зато примерно на то же расстояние приблизилось место работы и появилась реальная возможность ездить туда в рутинном порядке своим ходом. И тут до меня очень быстро дошло, что мой байк здесь уместен примерно как полевой бинокль в театре. То есть не то, чтобы на нем нельзя было доехать из точки А в точку Б, но когда 99% времени используется лишь 1% возможностей техники (при всех недостатках) - это заставляет задуматься. Но какая альтернатива? Унылый ситибайк? Пижонский шоссейник?
Решение, можно сказать, само прыгнуло мне в глаза несколько месяцев назад в виде чьего-то велосипеда, приставленного у входа в какой-то магазин. Боковое зрение моментально дало сингал остановиться и посмотреть повнимательнее. Объект не имел логотипа на раме, каких-либо переключателей или пружин, не было даже тормозов - ни ручных, ни ножного. Но было хорошо видно, что он напичкан спортивным хайтеком по самое не могу: алюминиевая рама, ремень вместо обычной цепи, узкие гоночные колеса итп. Но самое интересное - у него была явно фиксированная передача. А как еще объяснить отсутсвующие тормоза? Естественно, я слышал и о трековых гонках, о старинных велосипедах и пр. и к такой встрече был в-общем готов, но представить что кто-то на этом всерьез ездит, да еще по гористой части и без того очень непростого для уличного движения города Висбаден, я тогда не мог.
Но идея прочно засела в голове, и рано или поздно из нее должно было что-то вылупиться...
Что такое в сущности фикс, и чем он отличается от "абстрактного велосипеда в вакууме". В сущности, всего лишь зафиксированной задней звездочкой, через которую движение педалей передается на колесо. Это более простая конструкция, в ней отсутсвует возможность свободного хода. Т.е. если в обычном велосипеде перестать крутить педали, он будет продолжать катиться по инерции, а фикс - остановится. Впрочем, предварительно он по той же инерции попытается дать седоку хорошего пинка. Но что покупается такой ценой? Собственно, несовместимая со свободным ходом возможность дать на педали обратное усилие, таким образом в идеале полностью контролируя скорость и направление вращения их и соответственно заднего колеса. Это значит, что на фиксе одним движением ног можно ускориться, замедлиться, удержать равновесие, затормозить или даже дать задний ход. Маневренность в городских условиях повышается значительно - можно запросто лавировать среди толп людей, потоков машин, стоять на светофорах не слезая с велосипеда итп. Ну а при наличии хорошей физической формы и навыков езды, это все еще и чертовски приятно (последнее заявляю уже на основе личного опыта).
Другая забавная особенность фиксов - их конструкция проста как грабли, даже самый отпетый гуманитарий сможет такой велосипед собрать, разобрать и если что - починить. Благодаря этому, фикс возможно собрать экстремально дешево, причем в отличие от маунтинбайка, вовсе не жертвуя для этого надежностью или функциональностью. Если даже использовать исключительно запчасти, найденные на помойке - в этом есть свой особый шик. Апгрейд такого велосипеда часто вырождается в банальную кастомизацию - другой цвет, материал итп. Все это, особенно вкупе со специфичными навыками езды и управления, делает фиксы совершенно непривлекательными для воров - причем неважно, крадут ли с целью продать или просто "берут покататься".
Все эти преимущества уже давно раскусили велокурьеры - профессионалы, наматывающие по улицам часто по 200км в день. Инди-молодежь тоже не обошла фиксы своим вниманием (подозреваю из-за из "винтажного" вида). Ну и естественно, нашлись адреналиновые наркоманы, увидевшие в безтормозной версии фикса новый прикольный способ свернуть себе шею.
В Германии по ПДД, велосипед должен иметь два независимых тормоза, звонок, светоотражатели, а также фонарь с динамо. Для фикса это смертный приговор. Однако на практике полиция докапывается только до отсутствующих тормозов, да и то, лишь в случае совсем уж асоциального поведения ездока. Тормоза - это вообще как бы точка раскола. Ярые пуристы напирают на то, что при хорошем навыке езды, они не только не нужны, а даже мешают. Более умеренные признают, что если блокировать только заднее колесо - тормозной путь во-первых, получается существенно длиннее, во-вторых, неясно что делать при разрыве или спадении цепи. На мой личный взгляд, никто не заставляет его постоянно использовать, но почему не оставить в качестве страховки для экстренных случаев? Но кто знает, возможно еще годик-другой, и я пересмотрю эту точку зрения.
Ну и
немножко для вдохновения