Продолжение.
Начало здесь.
Мне когда-то попалась на глаза
вот эта статья. Речь шла о волках, волчьих стаях, обычаях, повадках итп. И почему-то подумалось, что харедимные общины в-общем-то не сильно в этом плане отличаются. Это механизмы защиты, выработанные за многих веков жизни в изгнании среди чужих народов. Своего рода инстинкты самосохранения популяции.
Здесь я хочу подробнее рассказать об особенностях экономики и политики харедим. Как они видят себя в мире, чем живут и как взаимодействуют с окружением. На фоне усиления антирелигиозных настроений - антиисламских, антихристианских, ну и традиционно антиеврейских, этот (конечно же не самый полный и научно обоснованный) обзор может показаться кому-нибудь интересным.
Одна из важнейших заповедей обязывает евреев отделяться от народов мира. Это значит помимо прочего - жить на своей земле, по своим законам, самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, защищать себя и свой образ жизни от чужих влияний. Благодаря этому, еврейская религия и этническая идентичность смогли сохраниться до наших дней, хотя и ценой многих жертв и вынужденных компромиссов.
Харедим в том виде, в которых мы их знаем, в основном жили в восточной Европе - на территориях современных Польши, Литвы, Венгрии, Украины, Белоруссии, европейской части России (т.н. черты оседлости). Тогда они, правда, не называли себя харедим. Об их тогдашнем укладе жизни мы можем узнать к примеру из произведений Шолома Алейхема, картин Марка Шагалла итд. - внешне он не сильно отличался от нынешнего. Более глубокое представление дает религиозная книга "Кицур Шулхан Арух", где дотошно перечислены законы, порядки и обычаи одной из таких общин - не так давно в антисемитски настроенных русскоязычных кругах было немало шума вокруг некоторых вырванных оттуда цитат (подробности см. в Википедии).
Сейчас география общин сильно изменилась в результате войны, переселения в Израиль и возвращения к религии множества светских евреев. Наиболее влиятельные из общин диаспоры (слово не совсем подходящее, но используется для простоты) - в США (Бруклин, Нью Йорк), Бельгии (Антверпен), Швейцарии, Великобритании. В Израиле - города Иерусалим, Цфат, Бней Брак, Ашдод, есть харедимные поселения на территориях Иудеи и Самарии. Вообще, как выразился один мой знакомый - харедим есть везде, где есть кока-кола.
Экономика харедимной общины традиционно очень мало напоминает рыночную. "Импортируется" лишь то, что не получается вырастить/произвести в достаточном количестве своими силами, "экспортируются" преимущественно услуги. Из-за существовавших когда-то строгих ограничений на владение землей и занятия ремеслами евреями, были найдены несколько "лазеек", которые успешно работают и по сей день. Это в первую очередь - финансовая сфера: банки, кредиты итп. Несмотря на то, что одна из заповедей строго запрещает евреям брать и давать деньги в рост, средневековые раввины ослабили этот запрет, разрешив вести такого рода дела с иноверцами, если это не противоречит их законам. Этот шаг позволил тогда спасти многие общины от нищеты, открыв надежный канал для поступления денег, исправно работающий и сейчас. Другим таким каналом является новый (в масштабах истории еврейского народа) бизнес по огранке алмазов, важную роль в котором играют харедим из бельгийского Антверпена.
Средства, приходящие из этих источников, распределяются внутри общин через протекционизм (покупка товаров и услуг у харедимных поставщиков, даже если там дороже и хуже чем у конкурентов), а также через "цдаку" - пожертвования. Существует заповедь, обязывающая делиться 10% своего дохода с нуждающимися членами общины, соблюдаемая харедим в глобальном масштабе. Эти проценты складываются в многомиллиардные денежные потоки, вливаемые в различные фонды и общественные организации, либо напрямую в конкретные проекты или конкретным людям. Львиная доля этих средств остается в Израиле.
Вообще же с государством Израиль у харедим довольно таки сложные отношения. Не то, чтобы они его не хотели, наоборот, о возвращении в Сион каждый день молятся в синагогах. Только в их представлении это государство должно быть религиозным, со всеми причитающимися атрибутами - с восстановленным Храмом, священниками и жертвоприношениями, а самое главное - высшим приоритетом религиозных законов перед всеми остальными. Необходимым условием для этого является достижение полного взаимопонимания и согласия между всеми представителями еврейского народа, а это задача, которая под силу разве что Мессии. Его прихода также принято ждать в любой момент и молиться об этом каждый день, но еврейская поговорка "когда придет Мессия" на данный момент реально эквивалентна русской "когда рак на горе свистнет".
Светский и демократический Израиль, который сейчас живет и здравствует, считается "сионистским образованием" (да-да, от харедим иногда можно услышать и это) и вообще чем угодно, только не тем государством, которое нужно. Это с одной стороны. С другой же, взгляды многих современных харедим очень сильно формируются учением рава Кука (
википедия), согласно которому создание государства Израиль является отправной точкой и началом мессианской эпохи. Таким образом, они принимают активное участие в политической жизни страны, используя демократические механизмы для приведения государственных законов в максимальное соответствие с религиозными.
Среди светских израильтян (особенно русскоязычных, по которым секуляризация проехалась особо мощным катком) ответная реакция на эти инициативы часто вырождается в претензии разной степени злобности. Харедим обвиняют, что они не работают, сидят на шее у государства, не служат в армии, вообще враги народа, разве что не пьют кровь младенцев, да и то... Статистика - штука упрямая, но с другой стороны и очень гибкая, если ее использовать в популистско-политических целях вместо строго научных.
Как я писал в предыдущей статье, харедим огромную часть своей жизни уделяют учебе - традиционному образованию (изучению Торы). Такая учеба поддерживается государством в том числе в виде небольших денежных пособий, отсрочек от армии итп. Скажете, бред? Нерпавильно, несправедливо, незаконно? Может быть. Но этим светский Израиль платит за поддержку (преимущественно иностранных) религиозных общин и организаций, о масштабах которой я уже писал выше. Естественно, коррупция будет в любой системе, работающей с такими потоками денег, но даже с учетом всего этого, для страны получается вполне себе выгодный гешефт.