На этом фото - пойманный мной где-то во Франции легендарный "пенни-фартинг". Велосипеды такого типа использовались сплошь и рядом джентльменами-спортсменами во второй половине XIX века и стали одним из наиболее ярких символов той эпохи. Но на смену им пришло то, что тогда называлось safety bicycle, а сейчас это просто велосипед - тот самый, который уже нечего изобретать... Хотя нет, не совсем так. Safety bicycle имел одну особенность: у него еще не было втулки свободного хода, педали всегда крутились вместе с колесами. Сейчас это называется модными словом "фикси".
Как-то так:
Нужно было изобрести еще много чего, чтобы на safety bicycle можно было нормально ездить. Например, накачиваемые воздухом резиновые шины. На оригинальных пенни-фартингах таких не было, поэтому их иногда называли "костотрясами" (boneshaker) - совершенно заслуженно. Тот, что на моем фото, от этого недостатка к счастью для его обладателя избавлен.
Вовсе не очевидным была и форма рамы, и соотношение размера колес. Фантазия инжинеров рождала старнные вещи.
Останавливаться предполагалось просто обратным усилием на педалях, тормоза появились несколько позже. Все еще опасно, да, но все равно огромный плюс по сравнению с "пенни-фартингом", где полеты через руль были нормальным делом даже для опытных ездоков. Настолько, что на safety bikes стали ездить даже дамы.
Тормоза дали возможность ездить более расслабленно и быстро. Они тогда еще не были ободными - тормозная колодка убиралась прямо в шину. А вместо свободного хода на таких велосипедах делали просто специальные подставочки для ног. Ставишь их туда, а педали себе дальше сами крутятся.
В современном велоспорте "фикси" остались только на треке. Из-за этого существует популярное заблуждение, которое я и попытался развеять этим постом. Материалы легко нагуглились по ключевым словам safety "bicycle". Тот факт, что фикси сейчас вошли в моду, ничего не говорит об их каких-то практических преимуществах. Но говорить о том, что это просто тупой абьюз техники, предназначенной исключительно для трека - довольно большая глупость. По-моему, пусть каждый передвигается на том, что ему нравится. Будь то фикси, MTB или SUV.
Между прочим, можно часто слышать, что Tour de France до 1938 проводился исключительно на "фикси". Задняя втулка на тех велосипедах была "flip-flop" с двумя звездочками. Чтобы "переключить передачу", нужно было остановиться, снять заднее колесо и перевернуть его на другую сторону. Системы со свободным ходом и несколькими передачами тогда уже впрочем существовали.
Я в это тоже верил, но покопавшись получше, разобрался, что это были все-таки не фикси а просто односкоростные велосипеды, со свободным ходом.
Пруффото об этом как бы и говорит - см. два тормоза, спереди и сзади. Фикси и синглспид вообще часто путают, но об этом я как-нибудь напишу подробнее.