.
Конец фильмам, или взлёт сериалов
О забывчивости продюсеров
Александр СЕДОВ (с) заметки по поводу / март 2017 г.
.
Известный шоумен и продюсер Александр Цекало дал RT интересное интервью. (
Ссылку прилагаю). Рекомендую ознакомиться с текстом или просмотреть выступление (на сайте интервью представлено в двух форматах) тем, кто хочет быть в курсе того, что происходит в нашей телеиндустрии, каких сериалов ждать, и вообще - как мыслит продюсер в современных условиях.
.
Цекало возглавляет одну из отечественных компаний по производству сериалов. Судя по упомянутым названиям ("Метод", "Мажор" и др), я не вхожу в их целевую аудиторию. Почти ничего из того, что названо я не смотрел, а о многом даже и не слышал. Исключение составляет разве что сериал "Обратная сторона Луны" (адаптация английского формата) пару серий из которого я видел. И должен признать, что идея была остроумная: перебросить современного полицейского на 30 лет назад во времена СССР и советской милиции. Но сказать, что этот сериал стал для меня большим событием и настоящим откровением, что я когда-нибудь буду его пересматривать, не могу.
.
Тем не менее, я бы хотел обратить внимание на слова Цекало о том, что сериальное строительство уже как 10 лет переживают подъём - и начался этот процесс (как утверждает Цекало) в США, когда в телевизионное производство впервые пришли кинорежиссёры первого уровня (например, Содеберг). Подобную легенду я слышал уже не раз и, похоже, в кинематографической среде она стала чем-то вроде прописной истиной, её пользуют как факт из учебника, цитируют и прилагают как аргумент к тому или иному утверждению.
.
Легенды и мифы - вещь не всегда плохая, они украшают нашу жизнь, они делают коммуникацию между людьми проще и эффективнее. И, тем не менее, должен заметить, как опасны легенды на основе всеобщей забывчивости, а уж в профессиональной среде это просто недопустимо, так как чревато принятием неверных стратегических решений. Я не могу назвать себя великим энциклопедистом, но знаю, по крайне мере, о двух предыдущих периодах в истории, когда телевизионные сериалы по своему художественному и технологическому качеству оказывались наравне с кинематографом большого экрана, когда работать на телевидение приходили крупные кинорежиссёры.
.
Думаю, об одном из этих периодов знаем мы все, хотя обычно не придаём этому значения. Данный феномен, так сказать, расположен за гранью нашего критического анализа, так как большинство из нас с ним выросло, он был (и, надеюсь, остаётся) нашей привычной культурной средой, мы с ним сроднились. Я говорю о сериалах 1970-1980-х гг., созданных для советского телевидения - тогда это именовалось многосерийными телефильмами. Как правило, эти телевизионные картины создавались на крупных киностудиях. среди создателей нередко были кинорежиссёры первой величины. Вообще, в 1970-е годы был такой магистральный путь, рекрут постановщиков для работы на ТВ - режиссёры приходили и из театра и из большого кино. Назову навскидку два классических случая - Татьяна Лиознова и Андрей Кончаловский. Оба после огромного успеха своих фильмов на большом экране ("Три тополя на Плющихе" и "Романс о влюблённых") создали очень успешные сериалы - "Семнадцать мгновений весны" и "Сибириада" соответственно.
.
Рядовым зрителям такая забывчивость простительна, но почему "забывают" об этом явлении профессионалы - вопрос серьёзный. Считается хорошим тоном среди наших продюсеров отсчитывать начало времён от миллениума, а всё предыдущее записывать "в тёмные века". Не исключаю, что одна из причин этой забывчивости кроется в том, что советские сериалы с трудом вписываются в нынешние представления о тотальном коммерческом телевидении. Сериальное дело в СССР развивалось как бы вне рыночных стимулов (правда, бывали редкие случаи, когда в кинопрокат выпускали их киноверсии).
.
Вторая телевизионная революция, которая вывела сериалы на уровень большого кино, случилась в 1980-1990-е гг. на Западе и была связана с общим экономическим подъёмом в США и Западной Европе, который был обязан курсу так называемой "рейганомики" - дешёвым кредитам и росту объёмов рекламного рынка. Тогда, в середине 1980-х Великобритания завоевала мир детективными сериалами - новыми экранизациями Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, появился успешный "Инспектор Морс" и другие.
В эти дни на канале "Ретро" повторяют итальянский сериал "Спрут", первые серии которого были выпущены в те же годы - когда-то и он с триумфом прокатился по миру. «Спрут» - до сих пор самый популярный сериал в Италии - безупречный по кастингу, с отличной драматургией и гениальной музыкой Энио Морриконе, своей динамикой и острой интригой нисколько не уступающий большому кино. Как об этих вещах может забыть профессионал?
.
Результат этой всеобщей забывчивости мы можем воочию наблюдать на примере сериала "
Екатерина. Взлёт". На канале "Россия-1" в эти дни идут новые серии историко-костюмной саги о жизни русской императрицы. У продюсеров этого телевизионного проекта был настоящий карт-бланш - хороший бюджет, исторические интерьеры, шикарные костюмы и зрительское ожидание. Для новых серий даже рекрутировали режиссёра Дмитрия Иосифова, неплохого зарекомендовавшего себя предыдущим фильмом: его сериал "Уходящая натура", хотя и прошёл "вторым экраном" и почти не замечен критиками, оказался очень достойной работой, замечательным, умным и стилистически выдержанным фильмом.
Но, несмотря на золотую пыль, брошенную в глаза зрителя, на красивую картинку, не уступающую лучшим образцам рекламного глянца, новый сериал о Екатерине Великой производит впечатление выросшего на бедной почве. В нём почти не чувствуется "культурный слой" - традиций отечественного кино как бы нет, актёрская школа словно истощилась от недокорма, сценаристы утеряли опыт. И только блеск интерьеров и шуршание атласных камзолов потрясает воображение (уж лучше бы наоборот).
.
В чём тут дело? Неужели современные создатели сериалов не знают и не смотрят советское многосерийное кино? Не в курсе, к примеру, существования сериала "Михайло Ломоносов", снятого в 1980-е годы Александром Прошкиным? Не видели фильмы Виталия Мельникова "Царская охота" и "Бедный, бедный Павел"? Хотя фильм об императоре Павле I снят уже после миллениума...
.
Я далёк от мысли, чтобы все неудачи сериала "Екатерина. Взлёт" списывать на режиссёра, хотя и его вина в этом есть, и немалая. Но, судя по общему качеству сериальной продукции, поставляемой на телеэкран российскими студиями, проблема здесь не столько в персоналиях отдельных режиссёров, сколько в неправильно работающей системе. А это уже вопрос к продюсерам. И когда продюсер Александр Цекало говорит о грядущем взлёте российских сериалов, мне становится немного неуютно от такого прогноза.