Поскольку в ряде дискуссий выяснилось, что нацию некоторые полагают древним, архаичным явлением, решил подготовить краткий экскурс в историю наций и национализма
( Read more... )
Вы почему-то считаете нации чем-то жутко архаическим (какие-то орнаменты, фольклор, песни и танцы, абсолютно несущественные). Между тем: 1) нациям как порождению капитализма пара сотен лет. Для отсталых индустриально стран и того меньше - сотня. Поэтому когда у Вас про события столетней давности говорится "возвращение в России архаики наций" (при том что нация только зародилась), то Вы, видимо, имеете в виду фильмы 1930х про Ивана Грозного и А.Невского. Но при них не было нации! Последний мифологический герой во времена феодальной раздробленности действовал. А первый с нею боролся, путём убийства непокорных бояр целыми дворами. 2) Немцы Петр 1 и Екатерина 2 плевали на рабов. Изображать даже императоров 18го века как националистов - нелепость. Как верно пишет Павлюченко, можно говорить лишь о настроениях верхушки - служилых дворян. Первые писатели в России относятся к границе 19го века. Один из них как раз описал участь русских рабов, за что царица немка вырвала ему ноздри и назвала "бунтовщиком опаснее Пугачева". Русский язык создал ещё один Александр - Пушкин - уже позднее. Однако до времён графа Толстого говорили на французском.
3) Итого тогда: не было этнической общности. Не было независимого сословья буржуазии, были царские рабы. Не было национального языка у дворянства. Не было культурной общности: книги Пушкина, Гоголя, Тургенева (все трое - рабовладельцы) читала лишь горстка богачей. Никаких оснований для существования нации не было.
4) Национализм это основная идеология капиталистического государства. Защита национальных интересов (интересов национального капитала). Это логично. Ведь нации возникли при переходе К КАПИТАЛИЗМУ.
Национализм это идеология капиталистического государства, но эта идеология строится с оглядкой и с опорой на докапиталистическую архаику. А в последней главное не орнаменты, фолклор, песни и танцы, а идея иерархии. Только вместо сословной иерархии (царь и его рабы, барин и холопы, аристократия и крестьяне), предлагается буржуазная иерархия: нацлидер и подданные, элита миллиардеров и бедняки-пролетарии. Именно иерархию, в обертке орнаментов и преданий старины, берут националисты из феодального добуржуазного наследия. И также берут территориальную ограниченность: нация это зона влияния данной буржуазной верхушки, все что вне границ этой зоны - чужое, инонациональное.
Нация это не иерархия. Это общность. Как тут верно описала София, либо этнос превращают в государственную нацию (этническую), либо множество этносов государства приводят к одной национальности. Как видим, архаику как раз разрушают.
Иерархия же берётся от классовости. Ударив по идее нации, вы не уничтожите классовой иерархии. Наоборот, именно идея общности заставляет людей задуматься, а нужны ли НАМ все эти миллиардеры и неподконтрольное нации правительство. Конечно, этого мало, но лучше, чем феодальное мышление "барин и холопы".
1) нациям как порождению капитализма пара сотен лет. Для отсталых индустриально стран и того меньше - сотня. Поэтому когда у Вас про события столетней давности говорится "возвращение в России архаики наций" (при том что нация только зародилась), то Вы, видимо, имеете в виду фильмы 1930х про Ивана Грозного и А.Невского. Но при них не было нации! Последний мифологический герой во времена феодальной раздробленности действовал. А первый с нею боролся, путём убийства непокорных бояр целыми дворами.
2) Немцы Петр 1 и Екатерина 2 плевали на рабов. Изображать даже императоров 18го века как националистов - нелепость. Как верно пишет Павлюченко, можно говорить лишь о настроениях верхушки - служилых дворян. Первые писатели в России относятся к границе 19го века. Один из них как раз описал участь русских рабов, за что царица немка вырвала ему ноздри и назвала "бунтовщиком опаснее Пугачева". Русский язык создал ещё один Александр - Пушкин - уже позднее. Однако до времён графа Толстого говорили на французском.
3) Итого тогда: не было этнической общности. Не было независимого сословья буржуазии, были царские рабы. Не было национального языка у дворянства. Не было культурной общности: книги Пушкина, Гоголя, Тургенева (все трое - рабовладельцы) читала лишь горстка богачей. Никаких оснований для существования нации не было.
4) Национализм это основная идеология капиталистического государства. Защита национальных интересов (интересов национального капитала). Это логично. Ведь нации возникли при переходе К КАПИТАЛИЗМУ.
Reply
Reply
Иерархия же берётся от классовости. Ударив по идее нации, вы не уничтожите классовой иерархии. Наоборот, именно идея общности заставляет людей задуматься, а нужны ли НАМ все эти миллиардеры и неподконтрольное нации правительство. Конечно, этого мало, но лучше, чем феодальное мышление "барин и холопы".
Reply
Leave a comment