Можно ли разоблачить гуру?

Dec 02, 2014 19:18




Представьте себя ситуацию. Вы - скептик со стажем. Вы легко обнаруживаете чушь, вымысел, нарушения логики и софистические приемы. Вы умеете выявлять бездоказательные утверждения и помните множество примеров лжи, лженаучного бреда и приемов, к которым прибегают гуру, лжеученые, шарлатаны.

И вот вы приходите на вербовочную лекцию, которую проводит какой-нибудь гуру, и, задавая ему вопросы, показываете полную несостоятельность очередного всесильного учения.

Что будет дальше?

Возмущенные слушатели потребуют назад деньги за лекцию (если она была платной), встанут и уйдут из зала, швырнут в лицо гуру его рекламное объявление или брошюрку?

К сожалению, такой результат весьма маловероятен.

Не так давно я вместе с Михаилом Лидиным (известный скептик-видеоблогер) и Юрием Абрамовым (не менее известный юрист, ВДВшник и просто замечательный человек) посетил в эзотерическом магазине «Белые облака» лекцию Виталия Бограда - экстрасенса, ясновидящего и учителя сверхспособностей - и на собственном опыте убедился, что люди, посещающие подобного рода лекции, разуверяться в своем гуру не спешат.

А вот, как о подобном опыте посещения вербовочной лекции (в данном случае лекция проводилась для вовлечении в «Трасцендентальную Медитацию» (ТМ)) пишет известный американский исследователь психологии влияния Роберт Чалдини:

«На лекции председательствова­ли два фанатично настроенных молодых человека, ставивших целью завербовать как можно больше людей на курсы обучения технике ТМ. Эти люди утверждали, что про­грамма предлагает уникальный раздел медитации, которая позволяет достигнуть очень многого - от простого обретения мира в своей душе до более эффектных способно­стей летать и проходить сквозь стены - по мере того, как программа будет продви­гаться к рассчитанным на более подготовленных учащихся (и более дорогостоящим) ступеням.

Я пришел на эту встречу, чтобы понаблюдать за тактикой «профессионалов уступ­чивости», и привел с собой заинтересованного друга, университетского профессора, специализирующегося в области статистики и символической логики. По мере того как лекторы объясняли, на каких принципах основывается ТМ, мой друг становился все более беспокойным. Он выглядел огорченным и постоянно ерзал на стуле. Когда по окончании лекции было предложено задавать вопросы, мой друг поднял руку и мягко, но уверенно опроверг изложенные принципы. Менее чем за две минуты он пере­числил множество противоречий и неточностей. Воздействие этого выступления на лекторов было угнетающим. После смущенного молчания они попытались дать от­вет и, в конце концов, признали, что мысли моего друга «интересные, но требуют бо­лее подробного рассмотрения».

Однако для меня наибольший интерес представляло влияние этого инцидента на аудиторию. В конце лекции вербовщиков буквально осадила толпа слушателей, же­лающих заплатить 75 долларов за курс обучения технике ТМ. Вербовщики пришли в сильное замешательство. После, казалось бы, однозначного провала презентации они каким-то образом достигли грандиозного успеха» [1, 70].

Итак, вопреки расхожему мнению о неодолимом воздействии сильных аргументов, о том, что невозможно закрыть глаза на вопиющие факты о том, что возможен так называемый «эпик вин»  при общении в комментариях, о пирамиде Грэма (Graham pyramid) [2] и так далее, неопровержимые доказательства могут ничего не доказать, вопиющие факты - оказаться вопиющими в пустыне, а сильные аргументы - продемонстрировать полное бессилие.

Почему?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку тут играют роль множество факторов.

Среди прочего тут можно вспомнить мотивы аудитории.

Начнем с того, что никто не приходит на лекции по эзотерике, чтобы включить критическое мышление и убедиться в том, что выступающий эзотерик - очередной гуру и шарлатан. Наоборот, люди идут с надеждой, они хотят притупить критическое мышление и погрузиться в иллюзию, поиграть в духовный поиск.

Кроме того, мне кажется, что любители эзотерики посещают лекции своих гуру примерно с той же целью, с которой пенсионеры смотрят телесериалы, а молодежь - реалити-шоу. Всем им хочется мыльной оперы, развития сюжета, и потому никого не смущает голословность гуру и бессмысленность такого времяпрепровождения.

Я думаю, еще, что люди посещают такого рода лекции, поскольку на этих лекциях гуру должен облизывать аудиторию куда сильнее, чем человек, который в пожертвованиях от этой аудитории не нуждается и говорит вещи, истинность которых не зависит от мнения слушателей. При этом потребители эзотерической мути, видимо, рассуждают так: «хочешь, чтобы мы слушали такую вопиющую чушь, - облизывай нас лучше!» И в итоге гуру обычно производят впечатление людей принимающих, эмпатичных, добрых, приветливых, мягких, вкрадчивых, создающих комфорт и пр. Тогда как скептики в такой ситуации будут выглядеть злыми, жестокими, нечуткими и т.д.

Накладывает свои ограничения и сам лекционный формат: скептик, задающий сложные вопросы, что называется, с галерки невольно воспринимается как студент-шкодник, который хочет подколоть преподавателя и сорвать лекцию. Удивительно, но любители послушать гуру действительно считают, что человек, вешающий эзотерическую лапшу прав, находится в рамках норм, а срывающие его лекцию - хулиганят, нарушают нормы.

И конечно, свою роль в неуязвимости гуру для критики играет и разница в языке: гуру говорит на языке, привычном для эзотерической аудитории, тогда как скептики говорят на ином языке, хотя и более точном, более логичном, более научном, но для эзотериков непонятном, лишающем иллюзий и, главное, надежды.

Вспомнить тут можно и об эффекте встречного огня (backfire effect) - когнитивном искажении, под влиянием которого опровергаемые убеждения не только не разрушаются, но даже становятся прочнее.

Кроме того, гуру будет и активно защищаться. Даже если он спасует в момент «скептической атаки», то уж потом он применит кучу отговорок, найдет способ объяснить свой провал и в итоге именно гуру предстанет перед паствой одетым в белый плащ.

Вообще, свою паству трудно потерять. Ведь паства - это своего рода секта - закрытое от чужеродной информации сообщество со своими ценностями и системой значений. И чужак эти ценности и значения поколебать и опровергнуть  не может.

Так что гуру настрочит видео-ответов и опровержений и все вернется на круги своя: сомнения угаснут, а Матрица снова подключится к мозгу адепта.

Итак, если вы разоблачили гуру прилюдно, скорее всего, чуда не произойдет...

Но значит ли это, что не нужно разоблачать гуру, фриков и шарлатанов?

Конечно, нет.

Во-первых, чем больше такого рода разоблачительных материалов, тем выше вероятность, что человек, ищущий эзотерической мудрости, мистического посвящения или сверхъестественных сил найдет именно скептические материалы, задумается, засомневается и отважится посмотреть на мир, на окружающих людей и, главное, на самого себя трезвым взглядом. Это и будет началом подлинного пути к себе.

Во-вторых, гуру будут приходить на свои лекции, ожидая, что возможны «скептические провокации», соответственно они еще будут думать, проводить ли лекцию, и, возможно, будут менее привлекательными из-за своей нервозности.

P.S. Ну, и видео о походе к Бограду: http://www.youtube.com/watch?v=jHyR_GUI41Q&list=TLU4tOG1Jk9VQ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2004. - 286 с.
  2. Graham P. How to disagree. - 2008. - URL: http://www.paulgraham.com/disagree.html


разоблачения, скептицизм, гуру

Previous post Next post
Up