Представьте себя ситуацию. Вы - скептик со стажем. Вы легко обнаруживаете чушь, вымысел, нарушения логики и софистические приемы. Вы умеете выявлять бездоказательные утверждения и помните множество примеров лжи, лженаучного бреда и приемов, к которым прибегают гуру, лжеученые, шарлатаны.
И вот вы приходите на вербовочную лекцию, которую проводит какой-нибудь гуру, и, задавая ему вопросы, показываете полную несостоятельность очередного всесильного учения.
Что будет дальше?
Возмущенные слушатели потребуют назад деньги за лекцию (если она была платной), встанут и уйдут из зала, швырнут в лицо гуру его рекламное объявление или брошюрку?
К сожалению, такой результат весьма маловероятен.
Не так давно я вместе с
Михаилом Лидиным (известный скептик-видеоблогер) и
Юрием Абрамовым (не менее известный юрист, ВДВшник и просто замечательный человек) посетил в эзотерическом магазине «Белые облака» лекцию
Виталия Бограда - экстрасенса, ясновидящего и учителя сверхспособностей - и на собственном опыте убедился, что люди, посещающие подобного рода лекции, разуверяться в своем гуру не спешат.
А вот, как о подобном опыте посещения вербовочной лекции (в данном случае лекция проводилась для вовлечении в «Трасцендентальную Медитацию» (ТМ)) пишет известный американский исследователь психологии влияния Роберт Чалдини:
«На лекции председательствовали два фанатично настроенных молодых человека, ставивших целью завербовать как можно больше людей на курсы обучения технике ТМ. Эти люди утверждали, что программа предлагает уникальный раздел медитации, которая позволяет достигнуть очень многого - от простого обретения мира в своей душе до более эффектных способностей летать и проходить сквозь стены - по мере того, как программа будет продвигаться к рассчитанным на более подготовленных учащихся (и более дорогостоящим) ступеням.
Я пришел на эту встречу, чтобы понаблюдать за тактикой «профессионалов уступчивости», и привел с собой заинтересованного друга, университетского профессора, специализирующегося в области статистики и символической логики. По мере того как лекторы объясняли, на каких принципах основывается ТМ, мой друг становился все более беспокойным. Он выглядел огорченным и постоянно ерзал на стуле. Когда по окончании лекции было предложено задавать вопросы, мой друг поднял руку и мягко, но уверенно опроверг изложенные принципы. Менее чем за две минуты он перечислил множество противоречий и неточностей. Воздействие этого выступления на лекторов было угнетающим. После смущенного молчания они попытались дать ответ и, в конце концов, признали, что мысли моего друга «интересные, но требуют более подробного рассмотрения».
Однако для меня наибольший интерес представляло влияние этого инцидента на аудиторию. В конце лекции вербовщиков буквально осадила толпа слушателей, желающих заплатить 75 долларов за курс обучения технике ТМ. Вербовщики пришли в сильное замешательство. После, казалось бы, однозначного провала презентации они каким-то образом достигли грандиозного успеха» [1, 70].
Итак, вопреки расхожему мнению о неодолимом воздействии сильных аргументов, о том, что невозможно закрыть глаза на вопиющие факты о том, что возможен так называемый «эпик вин» при общении в комментариях, о пирамиде Грэма (Graham pyramid) [2] и так далее, неопровержимые доказательства могут ничего не доказать, вопиющие факты - оказаться вопиющими в пустыне, а сильные аргументы - продемонстрировать полное бессилие.
Почему?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку тут играют роль множество факторов.
Среди прочего тут можно вспомнить мотивы аудитории.
Начнем с того, что никто не приходит на лекции по эзотерике, чтобы включить критическое мышление и убедиться в том, что выступающий эзотерик - очередной гуру и шарлатан. Наоборот, люди идут с надеждой, они хотят притупить критическое мышление и погрузиться в иллюзию, поиграть в духовный поиск.
Кроме того, мне кажется, что любители эзотерики посещают лекции своих гуру примерно с той же целью, с которой пенсионеры смотрят телесериалы, а молодежь - реалити-шоу. Всем им хочется мыльной оперы, развития сюжета, и потому никого не смущает голословность гуру и бессмысленность такого времяпрепровождения.
Я думаю, еще, что люди посещают такого рода лекции, поскольку на этих лекциях гуру должен облизывать аудиторию куда сильнее, чем человек, который в пожертвованиях от этой аудитории не нуждается и говорит вещи, истинность которых не зависит от мнения слушателей. При этом потребители эзотерической мути, видимо, рассуждают так: «хочешь, чтобы мы слушали такую вопиющую чушь, - облизывай нас лучше!» И в итоге гуру обычно производят впечатление людей принимающих, эмпатичных, добрых, приветливых, мягких, вкрадчивых, создающих комфорт и пр. Тогда как скептики в такой ситуации будут выглядеть злыми, жестокими, нечуткими и т.д.
Накладывает свои ограничения и сам лекционный формат: скептик, задающий сложные вопросы, что называется, с галерки невольно воспринимается как студент-шкодник, который хочет подколоть преподавателя и сорвать лекцию. Удивительно, но любители послушать гуру действительно считают, что человек, вешающий эзотерическую лапшу прав, находится в рамках норм, а срывающие его лекцию - хулиганят, нарушают нормы.
И конечно, свою роль в неуязвимости гуру для критики играет и разница в языке: гуру говорит на языке, привычном для эзотерической аудитории, тогда как скептики говорят на ином языке, хотя и более точном, более логичном, более научном, но для эзотериков непонятном, лишающем иллюзий и, главное, надежды.
Вспомнить тут можно и об эффекте встречного огня (backfire effect) -
когнитивном искажении, под влиянием которого опровергаемые убеждения не только не разрушаются, но даже становятся прочнее.
Кроме того, гуру будет и активно защищаться. Даже если он спасует в момент «скептической атаки», то уж потом он применит кучу отговорок, найдет способ объяснить свой провал и в итоге именно гуру предстанет перед паствой одетым в белый плащ.
Вообще, свою паству трудно потерять. Ведь паства - это своего рода секта - закрытое от чужеродной информации сообщество со своими ценностями и системой значений. И чужак эти ценности и значения поколебать и опровергнуть не может.
Так что гуру настрочит видео-ответов и опровержений и все вернется на круги своя: сомнения угаснут, а Матрица снова подключится к мозгу адепта.
Итак, если вы разоблачили гуру прилюдно, скорее всего, чуда не произойдет...
Но значит ли это, что не нужно разоблачать гуру, фриков и шарлатанов?
Конечно, нет.
Во-первых, чем больше такого рода разоблачительных материалов, тем выше вероятность, что человек, ищущий эзотерической мудрости, мистического посвящения или сверхъестественных сил найдет именно скептические материалы, задумается, засомневается и отважится посмотреть на мир, на окружающих людей и, главное, на самого себя трезвым взглядом. Это и будет началом подлинного пути к себе.
Во-вторых, гуру будут приходить на свои лекции, ожидая, что возможны «скептические провокации», соответственно они еще будут думать, проводить ли лекцию, и, возможно, будут менее привлекательными из-за своей нервозности.
P.S. Ну, и видео о походе к Бограду:
http://www.youtube.com/watch?v=jHyR_GUI41Q&list=TLU4tOG1Jk9VQ ЛИТЕРАТУРА
- Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2004. - 286 с.
- Graham P. How to disagree. - 2008. - URL: http://www.paulgraham.com/disagree.html