Неоязычество

Nov 10, 2014 13:40


Обычно я исхожу из того, что религия - личное дело каждого. В принципе, какая разница: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не стало опасным для общества, для окружающих и для самого себя.

Но я не приемлю ложь и невежество. И надо сказать, что в области язычества, наследия предков, мудрости древних и ложь, и невежество буйно колосятся подобно сорной траве, которая, как известно, растет быстро.

Можно долго размышлять на тему о том, почему это так, но факт останется фактом: в неоязычестве, как и в других научно слабо или вообще не обоснованных областях, в которых умозрение и фантазии преобладают над поиском достоверных фактов, невежество и ложь широко распространены и составляют, в общем-то, сущность такого рода учений и практик: "давайте врать друг другу, обманывать самих себя и притворяться!"

Да, надо сказать, что в связи с язычеством и язычниками я всегда вспоминаю соедующий момент.

В некоторых фэнтезийных произведениях используется сюжет о древних забытых богах. Герой находит какой-то древний храм или свиток с текстом, написанном на давно забытом языке, и вот, древние, могучие, но забытые боги начинают ему помогать.

Знаком вам такой сюжет? Мне знаком. И так уж получилось, что всякий раз, когда я сталкивался с подобным сюжетом, я задавался одним и тем же вопросом: если забытые боги так могущественны, как же получилось, что их забыли?

Но, конечно, одно дело фэнтези, другое дело - реальная жизнь.



Неоязычники, действительно, верят (ну, или самозабвенно играют в ролевую игру), в то, что им открылись древние забытые боги и древние забытые знания. При этом их не смущают противоречия, принципиальная неполнота сведений о «религии древних славян», не смущает их и принципиальная противоречивость самой этой «славянской религии», если о таковой вообще можно говорить.

Именно эта противоречивость, отсутствие единства, единого канона подвигло, на мой взгляд, язычника Владимира отказаться от язычества, от попыток его унификации и принять православие. Как известно, князь Владимир вначале решил создать в Киеве единый языческий пантеон. Но вскоре отказался от этой попытки и принял христианство, окрестив Русь.

А ведь в отличие от современных язычников, князь Владимир знал о традициях своих предков не понаслышке, не по археологическим фрагментам и неточным текстам арабских путешественников, волхвам, так сказать, руки жал…

Не смущачает неоязычников (да и вообще всех любителей поискать мудрость поглубже и подревнее) и следующий вопрос.

Какие знания могли быть у древних племен?

Вон у нас в XXI веке еще полно экстрасенсов, шаманов, колдунов, дураков, что уж говорить о временах князя Владимира или еще более древних! Процветала в те времена, конечно, не мудрость и не истина, а тяжелые, дремучие, опасные заблуждения, суеверия, коллективные галлюцинации. Процветала антисанитария, голод, высочайшая детская смертность, да и вообще люди умирали куда раньше современных.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что существовало тогда народное творчество, образцы которого и сегодня могут доставить подлинное эстетическое наслаждение, существовал героизм, существовало мастерство (ремесленника, охотника). Но все это не означает, что древние были мудрее нас.

Говоря о лжи и невежестве, процветающих в неоязычестве, нельзя не подчеркнуть, что сегодняшние попытки реконструирования «религии славян», мягко говоря, не убедительны. В такого рода реконструкциях не столько ведется работа с достоверными сведениями - этнографическими, археологическими, историческими материалами, сколько осуществляется банальное высасывание из пальца, фантазирование на заданную тему с тасованием мутных многозначных образов.

Неоязыческие тексты часто строятся на догме о том, что истинный волхв догадается, увидит смысл в древних непонятных текстах, сумеет заполнить множество пробелов, существующих в «религии славян», если, повторюсь, о такой вообще можно говорить. При этом таких волхвов не смущает, что у каждого волхва своя религия и свои представления, о том, например, кто такой Перун, кто такой Велес и пр. Примером такого творчества волхвов являются труды Асова ("Русские веды" и пр.)

Более того, со всеми этими разночтениями, нестыковками, противоречиями неоязычники не просто мирятся, они объявляют все эти противоречия и нестыковки чуть ли не достижением язычества: подлинным плюрализмом и демократией. Логика тут примерно того же уровня, что и у людей, считающих вечевые республики подлинно демократическими.

Подобно тому, как всякие народные целители, экстрасенсы, потомственные колдуны и ведьмы выдумывают заговоры, объявляя их наследием древних, утверждая, что не выдумали, а лишь вспомнили текст таких заговоров, записали то, что напели им духи, неоязычники пишут целые тома о том, как поклонялись богам наши предки, какие песни пели, отправляя свои культы, какие ритуалы совершали.

Конечно, подлинные знания не вспоминаются, не выдумываются и не надиктовываются духами. Подлинные знания получают в результате применения эффективных методов получения знаний, установления фактов.

Но дело в том, что неоязычники в основной своей массе не хотят знаний.

На самом деле, они хотят без усилий почувствовать, что уже обладают знанием, мудростью предков. Идти и получать соответствующее образование (историческое), заниматься частными вопросами, участвовать в многолетних раскопках, проводить дни и ночи в архивах - нет уж, увольте. Лучше мы пойдем в лес и послушаем, что скажут лесные деды. Лучше мы купим какой-нибудь склепанный с нарушением авторских прав словарик славянской мифологии и будем считать, что знаем о язычестве славян все. А еще лучше - скачаем такой словарик бесплатно.

Кстати, надо сказать, я нормально отношусь к историческим реконструкторам. Уехать в чисто поле, поучаствовать в бугурте, в битве - почему нет?

Но я отношусь к реконструкторским играм нормально до тех пор, пока игроки понимают, что реконструкция - это не более чем игра, игра созданная на базе исторических элементов. Когда же люди перестают понимать, где игра, а где реальность, когда уютные клубы по интересам превращаются в закрытые секты, с собственным замкнутым миром, своим языком и системой значений, тогда закрывать глаза на эти «игры» становится уже невозможным и неправильным.

Не нужно забывать и о том, что вот это стремление получить наследие предков, познать мудрость древних, воссоединиться с собственными корнями и т.п. активно эксплуатируют гуру и просто откровенные мошенники всех мастей.

Ищите мудрости древних? - Рискуете попасть в секту и стать ее жертвой.

Неоязыческие секты, как и любые другие организации, посягающие на права граждан, имеют следующую структуру: ядро - люди, которые имеют с секты доход, и паства, которая собственно является источником упомянутого дохода. Поэтому многие адепты сект - никакие не жертвы, а вполне сознательные члены, так сказать, организованной преступной группы.

Вообще, я ничего не имею против этнологии, истории, археологии древних славян, но нужно понимать, что тут речь должна идти именно о науке, о научных исследованиях, о соблюдении их стандартов, о публикации вновь полученных данных в авторитетных рецензируемых журналах, а не об играх в волхвов и их почитателей.

Кстати, ученые, занимающиеся вопросами язычества, часто и сами льют воду на мельницу, недалеко от которой живет водяной: делают поспешные выводы, необоснованные обобщения, смешивают, например, образы на полотенцах, на фронтонах и наличниках окон и сказки, собранные в конце XIX века, привносят субъективные интерпретации, занимаются скорее сочинением складных историй, чем поиском истины. Как пример я тут всегда привожу книжку Проппа «Исторические корни волшебной сказки», поскольку место, где он выкопал эти корни - например, сведения о неких древнеславянских инициациях, остается для меня неизвестным.

Орудуют неоязычники, конечно, не только на книжных полках, не только в каких-нибудь музеях народного быта, не только около так называемых «мест силы». Неоязычники, естественно, используют и ресурсы широкой всемирной информационной помойки - интернета (с какой стати неоязычники пользуются интернетом, мне вообще не понятно: им бы следовало уйти в леса и жить натуральным хозяйством, соблюдая природные и сельскохозяйственные циклы). Так, например, тут и там в соцсетях мне попадается следующий неоязыческий демотиватор:

"Если вы возьмете христианскую библию и положите ее под дождь и ветер, то очень скоро бумага, на которой напечатаны слова, растворится и слова исчезнут... наша библия в ветре и дожде!!!"

Ну, во-первых, хорошо напечатанную книгу под дождем придется держать очень долго. А какую-нибудь рукописную библию в золотой обложке, из тех, что используются в православном богослужении, вообще сложно таким способом уничтожить. Но, это ладно.

Интересно другое: что это за библия такая, которая в ветре и дожде? В дожде ли она, в ветре, или в подростковых фантазиях и инфантильных грезах? Не идет ли тут речь об апофении, о шизофрении, когда капли дождя сливаются в туманные образы, а в шуме ветра всплывают некие послания?
Есть у меня и еще пара вопросов по поводу библии ветра и дождя.

Если неоязычника положить под дождь и ветер на несколько дней, осенью, в ноябре, умрет ли он от воспаления легких? А как же снег и ветер? Почему мы должны обходить стороной эту форму языческой библии?

Но в целом, язычники, несомненно, правы: останься мы язычниками, до книгопечатанья мы бы дошли ой как не скоро…

И
ли вот еще перл:

"Мой бог меня рабом не назвал!"

Тут больше всего доставляет колкий ответ православных:

"Так пеньки разговаривать не умеют…"

Ну и в заключение нужно сказать, что на момент написания статьи я сталкивался с двумя опасными сектами, которые эксплуатируют неоязыческие идеи, используют приманку мудрости древних и наследия предков.

Это секта Александра Шевцова и секта «Академия славянских прикладных наук» (АСПН) Олега Мальцева.

Но сколько еще таких мелких секточек существует сегодня в России? Сколько еще людей вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным для себя, для общества, становятся адептами всяких волхвов и мнимых знатоков иллюзорной древнеславянской мудрости?

Мальцев, АСПН, академия славянских прикладных наук, язычники, Александр Шевцов

Previous post Next post
Up