Читаю лётчиков - 1.

Jun 18, 2020 15:27

Предстоящему Параду Победы посвящается.

...Помню из детства, когда я был в средних классах, мои родители приобрели загородный дом в виде дачи, а на самом деле ради огорода, среди прочего хлама, оставленного прежними хозяевами, я нашёл несколько номеров пионерского журнала "Костёр", в одном из которых наткнулся на рассказ одного нашего лётчика о том, как он воевал. Рассказ я прочёл взахлёб и очень был расстроен тем, что он оказался слишком коротким. Я перелистал остальные журналы в надежде найти продолжение лётных историй, но безрезультатно. На всю жизнь запомнилось с того времени сильное желание окунуться в подобные воспоминания, но так, чтобы они не были слишком короткими, эпизодическими.

И вот детские мечты осуществляются. К настоящему времени силами российских букинистов мне удалось найти и приобрести 39 книг мемуаров лётчиков поршневой авиации по указанным ранее критериям. Приведу их вновь.
[Критерии]1. Это должны быть мемуары лётчика или лётчицы желательно под его или её авторством. Также это могут быть мемуары инженера (техника) авиаполка.
2. Годы его (её) лётной работы должны приходиться на период 1903-1945 гг. Для ГА без ограничений по времени, но только поршневая авиация и только самолёты (реактивной авиацией, вертолётами, автожирами, космонавтикой не интересуюсь).
3. Во время описываемых событий его (её) должность должна быть не выше командира авиаполка (или авиаотряда для ГА). Допускается и выше, но только в том случае, если командир на своём высоком посту продолжал делать боевые вылеты.
4. Это должно быть советское издательство, за исключением случаев, если книга в советское время не издавалась.
5. Удовлетворительное состояние книги.


Хотел было отложить чтение до зимы, но не удержался не смотря на множество летних забот и уже прочёл залпом несколько книг.

Первым делом взял в руки - с особым трепетом - сборник воспоминаний наших героических лётчиц "В небе фронтовом" (1971; ещё меня не было). Как известно, благодаря стараниям и авторитету легендарной лётчицы Марины Расковой в 1942 году было сформировано три женских авиаполка - бомбардировочный на Пе-2, легкобомбардировочный ночной на У-2 и истребительный на Як-1. Именно в таком порядке сборник разделён на три части. Преклоняюсь перед трудом корреспондентов и литераторов, не поленившихся объехать, разговорить, записать, обработать и издать воспоминания лётчиц, не успевших ещё состариться к тому времени (первое издание сборника состоялось в 1963 году), но уже ставших матерями и даже бабушками. Если б сейчас собирать воспоминания, то уж и никого в живых не застали б. А тогда все, кто не погиб, был жив, в доброй памяти и многое мог рассказать. До сей поры мне не попадались воспоминания лётчиц-бомбардировщиц, а именно с них открывается сборник. И оказалось, что лётчицам 587-го БАП, а затем 125-го гвардейского (присвоение гвардейского звания очень много значило) полка тоже пришлось крепко повоевать. Кстати, на параде Победы 24 июня 1945 года несколько лучших из них тоже заслуженно приняли участие. Меня приятно обрадовало и то, что среди оставивших воспоминания есть не только лётчицы, но и техники, мотористы, связисты и т.д. - тоже женщины. Иные из воспоминаний настолько пронзительно брали за душу, что я не мог долго читать. Прочтёшь несколько страниц, с тяжёлым сердцем заложишь закладку и ходишь целый день под впечатлением. Чего только им не пришлось пережить за четыре года войны! - юным девушкам, часто лишь 18-20 лет от роду. Поистине, героическое было время. И цитировать не могу, - а что выбрать? Сильных мест там с полкниги.

Вторая часть - знакомая уже мне тема "ночных ведьм". Тоже гвардейцы.
Третья - истребители. Литвяк всё-таки называли Лилей, а не Лидией.

Прочёл также с интересом книгу И.А.Прачика "Фронтовое небо" (1984), который был главным инженером авиаполка, затем авиадивизии. Рассказал о своём боевом пути сначала в военном округе в Белоруссии, затем в Испании, Халкин-Гол, Великая Отечественная. Хотел летать, обучился на У-2, но его оставили инженером, талантливые техники тоже были нужны. К сожалению вторая половина мемуаров смазана общей канвой событий на его участке фронта, собственно рассказов из своей инженерной практики тут уже мало, но в целом ничего, не жалею, что прочёл. Книгу получил в новом состоянии, когда открывал, переплёт хрустел. Это значит, что с 1984 года она спросом никаким не пользовалась, простояла где-то на полке всё это время.


С ещё бóльшим интересом прочёл книгу Молодчего А.И. "Самолёт уходит в ночь" (1986) летавшего под началом главного маршала авиации Голованова (книгу которого "Дальняя бомбардировочная" я тоже читал) в Авиации Дальнего Действия на самолётах Ер-2, ДБ-3Ф (Ил-4) и с 1944-го на Б-25(американском). Вот и тут я нашёл то, что искал - рассказы о трудных боевых вылетах, чаще ночью, в сложных метеоусловиях и т.п. Кстати, в том знаменитом вылете на Берлин в августе 1941-го он тоже участвовал, но... никуда не улетел. Боевое задание командованием было подготовлено плохо, взлетали с непригодных аэродромов, не все самолёты смогли оторваться от земли; Ер-2 Молодчего в конце лётного поля на полной скорости подломил шасси в овраге и чуть не взорвался на своих бомбах, Берлин бомбили без него. Вообще, надо сказать, ему на протяжении всего боевого пути не раз сильно везло, не раз он был на волоске от гибели. Ну, я давно заметил, что мемуары пишут только везунчики. Книга Молодчего сильно зачитана, затёрта. Это хорошо.

Как ни удивительно для меня самого, сборник избранных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, в который вошли такие произведения как "Южный почтовый", "Ночной полёт", "Военный лётчик", "Пилот и стихии", тоже удовлетворил всем моим критериям, и я его тоже прикупил. Более того, предисловие к изданию написал Марк Лазаревич Галлай, известный лётчик-испытатель, в годы войны воевавший в ПВО Москвы на МиГ-3. За Экзюпери я взялся-было, да не пошло. Всё-таки иной жанр. Отложил на потом. А у Галлая мемуаров нет, только короткие рассказы.

Сейчас читаю сборник воспоминаний советских лётчиков, выполнявших интернациональный долг "В небе Китая, 1937-1940" (1986). Тоже местами любопытно.

Пришёл к выводу: потратился не зря на книжки, да не сильно и потратился. То, что хотел. Читаю с увлечением. Проверено.

советские асы, библиотека, история авиации

Previous post Next post
Up