May 23, 2013 13:39
В Ульяновской области проблема доступности объектов инфраструктуры для инвалидов стоит очень остро: нет низкопольного общественного транспорта, бордюрных пандусов и съездов с тротуара очень мало, да и те сделаны с таким большим углом наклона, что на них можно запросто перевернуться вместе с инвалидной коляской. С доступностью зданий, в том числе и совсем новых, в том числе и больших спортивных объектов ситуация также скверная и таких объектов, где были бы предусмотрены все необходимые мероприятия, по-прежнему нет. То угол наклона пандуса ненормативный, то лифт для подъема на верхние этажи отсутствует, то дверной проем слишком узкий, а кое-где ширина входной площадки шириной в метр, из-за чего вообще не понятно, как можно на инвалидной коляске развернуться на такой полоске.
Для того, чтобы обратить внимание на проблемы инвалидов (или для того, чтобы отчитаться перед Москвой о том, что хоть что-то у нас делается) губернатором Морозовым 2013 год был назван “Годом равных возможностей”. Можно подумать, что губернатор решил помочь в создании доступной среды “не делом, но словом”, но это не так, ведь все Госэкспертизы и Госттройнадзоры итак напрямую подчинены губернатору, и в случае его команды “не принимать в эксплуатацию здания не соответствующие требованиям доступности для инвалидов” проблему можно было бы решить очень просто, но этого по-прежнему не происходит по всей известной причине.
Так получилось, что именно в апреле месяце “Года равных возможностей” была завершена реконструкция аэропорта Ульяновск-Центральный. Работы велись в рамках областной программы “Ульяновск - авиационная столица”, а общая стоимость работ составила 380 млн рублей. Учитывая, что здание центрального ульяновского аэропорта очень маленькое, денег должно было хватить на реконструкцию с соблюдением самых современных норм, где требованиям доступности для инвалидов уделено особое внимание. Тем более, что еще в декабре 2010 года зам. генерального директора А.С.Аслоян написал мне, что после реконструкции здания аэровокзала станет возможным осуществить технологии пассажирооборота для маломобильных граждан, соответствующие всем международным нормам.
Прочитав в газетах об открытии реконструированного аэропорта Ульяновск-Центральный, 6 мая решил добираться из Москвы в Ульяновск на самолете.
В московском аэропорту Домодедово никто не говорит о том, что у них все работает в соответствии с международными нормами, там лишь пытаются хорошо делать свою работу в рамках российского законодательства: два помощника специальной службы (агента) помогают сдать мою личную коляску в багаж, а меня пересаживают в аэропортовскую обычную коляску; везут к нужному выходу на посадку, где закатывают в амбулифт (самоходный автомобиль с подъемной кабиной для перевозки пожилых людей или людей с ограниченными возможностями передвижения между терминалом аэропорта и дверью самолета и наоборот); в амбулифте меня пересаживают из обычной коляски в специальную узкую коляску, на которой можно перемещаться в самолете; два помощника довозят меня на узкой коляске до моего места в самолете и пересаживают в него.
В Ульяновске, авиационной столице, все на совершенно другом уровне, тут осуществлены технологии пассажирооборота для маломобильных граждан, соответствующие всем международным нормам: ни амбулифта, ни специальной узкой коляски в аэропорте Ульяновск-Центральный нет; из самолета меня вынимали обычные грузчики в грязных-прегрязных рукавицах, при этом вынимали не как инвалида (не знали как и за что брать), а как мешок картошки (а как еще можно вынимать человека по узенькому трапу с углом наклона в 60%, если не созданы человеческие условия?); в здание аэропорта с летного поля меня завозили через ворота предназначенные для багажа. Из всех мероприятий по доступности сделали только пандус при входе в здание аэропорта.
Вот так видит международные нормы руководство Ульяновской области.
А иностранцы, летевшие со мной одним рейсом, международные нормы видят совершенно по-другому и они были в шоке от того, каким образом происходит в Ульяновске высадка инвалида из самолета. Они то наверное приехали посмотреть потенциал региона, развитость инфраструктуры для того чтобы проинвестировать строительство новых заводов и предприятий, но вместо этого с первых минут увидели, что законы в Ульяновске не исполняются даже в центральном аэропорте.
Хочется спросить губернатора Морозова, каким образом реконструированное здание аэропорта Ульяновск-Центральный было принято Госстройнадзором и Минтрансом, если в нем не соблюдены требования доступности для инвалидов?