Курс по мировой истории, д-р Юваль Арари

Jun 07, 2013 15:34

Несколько лекций не конспектировала, может, как нибудь позже. Впрочем, каждая лекция достаточно автономна чтобы быть интересной сама по себе,

Лекция 11

На чем держатся различные культуры? Как это ни странно - на когнитивном диссонансе. Например, в средние века процветала кульура рыцарства. Рыцарям, с одной стороны, следовало соблюдать принципы христианства - творение добра, ненасилие , скромность, итд. А с другой стороны - надо было насильственно доказывать всем, что ты настоящий мужчина.


Лекция 11

На чем держатся различные культуры? Как это ни странно - на когнитивном диссонансе. Например, в средние века процветала кульура рыцарства. Рыцарям, с одной стороны, следовало соблюдать принципы христианства - творение добра, ненасилие , скромность, итд. А с другой стороны - надо было насильственно доказывать всем, что ты настоящий мужчина. То есть, как то улаживать в сознании принципы, полностью противоречащие друг другу. И так было во всех мало мальски длительно существовавших культурах. Постепенно рыцарство и бытие честным христианином перестало интересовать людей, споры по этому поводу прекратились, и рыцарство тогда исчезло как класс. Не существовало еще на земле культур, держащихся на полной гармонии принципов. Хотите знать что то о культуре - ищите, какие противоречия волновали то общество. Именно способность человека верить одновременно в противоречащие друг другу принципы делает возможным существование культур.

Имеется ли у истории какое то направление или же история - это набор рандомального развития общества то в одну сторону, то в другую, без какого то вектора движения?

Историки приходят к выводу, что вектор движения однозначно есть. Одна из важнейших характеристик этого вектора - объединение маленьких групп в одну крупную и намного более сложную.

Если смотреть в масштабе десятилетий и веков, то может показаться, что это не так. Вроде бы, группа растет до определенных размеров, а потом разделяется на отдельные потоки со своими законами - например, христианство разделилось на кучу движений, которые стали враждовать друг с другом, как и ислам итд.

Но если посмотреть на историю в масштабе тысячелетий, то явно видно, как обособленные культуры, мирки, которые ранее и понятия не имели о существовании других культур, постепенно сливаются в одно общество, движимое общими принципами. 3, 000 лет назад существовало несколько сотен обособленных культур, а сейчас уже нет ни одной культуры, о которой можно было бы сказать "аутентичная культура".

Особенно хорошо это заметно на примере кулинарии. В итальянском ресторане вам подадут спагетти в томатном соусе, в польском - блюда из картофеля, в аргентинском - сочный стейк, а в швейцарском - изысканные десерты из шоколада. Аутентичная народная кухня? Как бы не так. И помидоры, и картофель, и шоколад - все они родом из центральной и южной Америки , и были завезены в Евразию только в 16-17 веках. В 14 веке в Аргентине не было коров, и единственный стейк, который там можно было достать - это стейк из ламы.

Кактус опунция (цабар) , который считается символом коренного жителя Израиля, причем и евреями, и палестинцами - родом из Мексики и был завезен на ближний Восток в 18 веке.

И таких примеров масса.

Можно сказать, что массовое объединение мирков в один большой мир началось в 1 тысячелетии до н. э. Тогда появились три изобретения, которые ныне объединяют мир в одно. Это деньги, религия и торговля.
Торговля - штука важная. Она делает возможной специализацию в чем то одном. Сапожник может целыми днями шить ботинки и не должен пахать, сеять и всячески добывать себе пропитание. Значит, он может набрать больше опыта и стать лучшим сапожником, а то и изобрести какое нибудь особо усовершенствованное шило. Врач может лечить себе в свое удовольствие итд.

Изначально торговля была бартерной. Я выращиваю яблоки. А нужны мне помидоры. Набираю, значит, мешок яблок и иду на рынок, к торговке помидорами. Меняю у нее яблоки на помидоры. Потом иду к врачу, он мне чинит спину, расплачиваюсь яблоками. и так далее. Хорошо, да проблематично. А что, если врачу совсем не нужны яблоки, а позарез требуется ячмень? Я пойду искать торговца ячменем, причем именно такого, которому нужны яблоки. Дня через три нахожу. Меняю яблоки на ячмень, иду к врачу, а тому уже кто то хитрый принес мешок ячменя.
А торговка помидорами? Она должна помнить наизусть эквивалент своим помидорам в мерах ячменя, в яблоках, в молоке, в услугах врача и еще тысячах разных продуктов и услуг.
И тогда были изобретены деньги. В Шумере,во 2 тысячелетии до н.э примерно в одно время с изобретением там же письменности. Первые деньги назывались "шикль" - в переводе - "вес", "мера ячменя". И были они не чем иным, как неким количеством ячменя весом в 8.48 грамма. Все менялось именно на ячмень.

Вообще деньги - очень духовная штука. Они разменивают что то реальное, что можно сьесть, или как то использовать для собственного благополучия, на что то абсолютно виртуальное. Деньги сегодня - в лучшем случае, раскрашенные бумажки, которые ни сьесть, ни на себя надеть. А в большинстве случаев, деньги сегодня - это цифры на экране компьютера. И мы все свято верим в то, что деньги это что то ценное, хотя если бы на наши деньги посмотрел бы крестьянин тысячелетий этак 5 назад, он бы развернулся и ушел, и никаких нам яблок.

То есть, деньги это такой же придуманный и осмысленный людьми миф, как и законы Хаммурапи. И они тоже , как и законы Хаммурапи, помогают объединить людей. Деньги любят все. Усама бин Ладен ненавидел Америку, но американские доллары очень даже любил. Палестинские министры получают зарплату в израильских шекелях, и вполне себе их любят. Использование денег возможно только при большом доверии людей друг к другу - "он знает законы денег так же, как знаю их я и будет их соблюдать". Валюта является валютой только когда в нее верят. В рубль в конце существования Советского Союза и какое то время после - не верил никто, и поэтому плату за все требовали в долларах. Та же история была с румынскими леями, которые как деньги никто не воспринимал.

Шумерский шекель ячменя - переходная ступень от реального к виртуальному. Ячмень все таки можно было сьесть. Во все времена основной валютой были не рисованные бумажки, а какой то реальный эквивалент, на который менялось все. В концентрационных лагерях это были, к примеру, сигареты. Цена буханки хлеба была 14 сигарет, цена пачки маргарина - 30 сигарет, цена новых часов - 90 сигарет, а цена литра алкоголя - 400 сигарет. Случалась и инфляция, и девальвация, когда, к примеру, приходил новый транспорт с заключенными, привозившими с собой сигареты.
В древнем Китае валютой служили раковины каури. Очень удобно Хочет зажиточный мандарин переехать на 1000 верст к югу. А у него и дом, и двор, и скот, и посевы. Если слуг и скот еще как то можно перевезти с собой, хоть и будет дорого стоить, то землю и посевы не перетащишь никак. Отдает мандарин все свое имущество за мешок каури, едет за 1000 верст, и там есть те, кто верит ему, знает эквивалент раковин в свиньях, и отдаст ему свиней в обмен на раковины.

То есть, валюта сделала возможной легкое перемещение капитала с места на место, расширила торговлю, и обьединила людей в общество, верящее в общий миф - деньги.

Шумерская мера ячменя эволюционировала в меру серебра (на иврите, прямом отпрыске шумерского языка, слова "серебро" и "деньги" обозначаются одним и тем же словом - "кесеф").
Но с этим тоже были определенные сложности. Например, надо было постоянно взвешивать серебро, и волноваться - а не подделан ли слиток, которым мне заплатили? а может, он медный, с посеребрением?

И тогда были придуманы первые монеты - кусочки серебра определенного веса, на которых были отштампованы две важные вещи - вес (или достоинство) монеты, и лицо/ титул лица, ответственного за подлинность монеты.

Таким образом, подделка денег являлась самозванством - подделывающий "подделывался" под самодержца, лик которого был отпечатан на монете, Поэтому подделка денег всегда считалась особо тяжким преступлением.

переводы, учеба

Previous post Next post
Up