«За пределами черт личности». Свобода перемен.

Oct 04, 2009 23:22

Когда-то в ходе общения на одном из сайтов мне посоветовали прочитать книгу Майкла Аптера «За пределами черт личности. Реверсивная теория мотивации». В Интернете книга если есть, то только на английском языке, а на русском была издана один раз - в Украинском городе Луцке, в 2004 году. В Интернет-магазинах она была, но теперь нет. В Интернете я нашла только упоминание о книге и краткое изложение теории. Вот оно.

В недавнем прошлом Майкл Аптер (Apter, 1989; Frey, 1997) со своими коллегами развил новую теорию, которая отвергает идею мотивации как ослабления напряженности. Вместо этого теория предполагает наличие четырех пар метамотивационных состояний - состояний, которые дают начало отчетливым устойчивым формам мотивации. Как видно из таблицы, эти пары состоят из противоположностей. Согласно упомянутой теории, в любое заданное время в каждой из пар может существовать только одно из двух состояний. Просмотрев всю таблицу, вы увидите, что каждая из пар определяет несовместимые мотивационные состояния. Представьте себя в какой-нибудь ситуации, связанной с работой. Что вы хотите в данный момент: быть заодно с остальными или отделиться и быть независимым? Вы испытываете желание сосредоточиться на собственных переживаниях или на переживаниях других людей? Эта теория известна под названием теории перемежающихся состояний. Она стремится объяснить человеческую мотивацию с точки зрения перемежающихся переходов от одного из двух противоположных состояний к другому. Рассмотрим контраст между нецелеустремленным и целеустремленным состояниями. Вы пребываете в нецелеустремленном состоянии, когда заняты каким-либо делом, у которого нет иной цели, кроме получения удовольствия от самого процесса; вы пребываете в целеустремленном состоянии, когда заняты делом, которое представляет для вас важность не только в настоящий момент… Теория перемежающихся состояний фактически предполагает, что вы всегда пребываете в одном из двух состояний, но никогда - сразу в обоих.

ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХ ПАР МЕТАМОТИВАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ

Целеустремленное
Нецелеустремленное

Серьезный
Игривый

Ориентированный на цель
Ориентированный на процесс

Предпочитает заблаговременное планирование
Живет мгновением

Избегает беспокойства
Ищет удовольствия

Жаждет прогресса, достижений
Жаждет забавы и наслаждения

Конформистское
Негативистское

Покладистый
Непокорный

Хочет соблюдать правила
Хочет нарушать правила

Придерживается установившегося порядка
Не придерживается установившегося порядка

Любезный
Гневный

Жаждет занять свое место в обществе и быть со всеми заодно
Жаждет быть независимым

Властное
Сочувствие

Ориентированный на применение власти
Ориентированный на проявление заботы

Рассматривает жизнь как борьбу
Рассматривает жизнь как сотрудничество

Непреклонен в своих решениях
Чуток и отзывчив

Озабочен налаживанием управления и контроля
Озабочен проявлением благожелательности

Жаждет господства

Аутичное
Аллоичное

Прежде всего заботится о себе
Прежде всего заботится о других

Эгоцентричный
Отождествляет себя с отстальными

Сосредоточенность на собственных ощущениях
Сосредоточенность на ощущениях остальных

По этому изложению не совсем получается понять, что это за «реверсивная теория». Очень хотелось бы найти эту книгу. Может, кто-нибудь поможет, а?:)

Но даже по названию мне ясно, что речь идёт о том, в чём я всё время стараюсь разобраться.
Это - то, как работает сознание и, соответственно, - то, как устроен мир.

Некоторые соображения, пока разрозненные и неясные, попробую всё-таки сформулировать, чтобы можно было соображать дальше.

Все наши действия имеют стимулом, происхождением - стремление вернуть какое-то ощущение, состояние, которое у нас когда-то было, когда-то мы испытывали. То, которое было воспринято как «приятное».
Но мир устроен так, что вернуть ничего невозможно. Те же самые действия, которые приводили когда-то к «приятному», теперь к нему не приводят. Поэтому приходится сочинять новые действия. Или обращаться к другим, всё время разным «образцам приятного».

Диапазон (ассортимент) «образцов» очень широкий (разнообразный), не только по содержанию, но и по отдалённости результата от действия, направленного на результат. Начиная от мимики, жестов и перемен положения тела на более удобное, и до действий, предпринимаемых для «эволюции человечества».
Свободные и непрерывные переходы между разными по «отдалённости» мотивами (действиями) - это волновое движение, из которого «состоит мир».
Те понятия, которые мы напридумывали в ходе «эволюции», характеристики (оценки) личностей, наших состояний и т.п. - это «твёрдое вещество», недуховное, материальное. Но оно работает так же, как материальный субстрат души - мозг, движения электронов по нейронам.

Приведу наглядный пример.

Володю я считала ребёнком спокойным, покладистым и дружелюбным. Ещё в начале нашего «знакомства» принесла ему игрушечный сотовый телефон, он повесил его на шею. В группе мальчик Ваня подошёл к нему и стал трогать телефон. Вовочка не оттолкнул Ваню, а стал гладить его по головке, приговаривая утешающим тоном: «это моё...».
Недавно, одевая Вовочку на прогулку, я разговаривала с воспитательницей. Она стала предупреждать меня: «Может быть, вы пока одного только возьмёте? А то двое сразу будут адаптироваться… Ревновать будут, драться». Я сказала: «Да Вовочка же спокойный!». Она удивилась: «Вова-то?! Ну нет, он очень ревнивый. Он и ударить может, если что-то не нравится».
Позавчера я принесла ему игрушечные пластмассовые инструменты. Больше всего ему понравился молоток. На прогулке тот же Ваня подошёл и потрогал молоток, который Вова держал в руке. Вова оттолкнул его со словами: «Он мне мешает!», а потом ударил молотком по лбу. Ваня отошёл, порываясь заплакать, но передумал. Я стала говорить Володе, что, если он будет кого-то бить молотком, то мне придётся его забрать: ему же больно!
Мне стало неспокойно: как я буду его воспитывать? Объяснять, «что хорошо, а что плохо» - пещерный век цивилизации.
Потом вспомнила про «за пределами черт личности», свободные переходы между мотивами. В данном случае, мотивом для действий Володи могло стать желание показать Ване, что он делает молотком, дать ему самому попробовать, и почувствовать Ванин интерес к игрушке. Если у него когда-нибудь был подобный опыт «со-чувствования» интереса.
Володе самому очень многое бывает интересно (делать), остаётся установить связь между «мне интересно» и «другому интересно». Чтобы ценность мотива действия не зависела от того, КТО действует.
Получается, воспитание состоит в приобретении как можно большего количества разных мотивов, связанных со всем миром.

То самое «думать глаголами», которое «пропагандирует» dilesoft, как раз и включает в себя быстрые и непрерывные переходы между мотивами. Ведь мысли «текут» очень быстро и непрерывно. Но только тогда, когда они - глаголами. Стоит заняться существительными и прилагательными, наречиями, и - застой.

реверсивная теория, Майкл Аптер, как устроен мир, сознание, мотивация

Previous post Next post
Up