А говорили на Руси не приживется... Новый сервис "Помощник Москвы" позволяет одним гражданам наказывать других и получать за это вознаграждение. Такое мобильное приложение. Уже 50 тысяч наказаний водителей за парковку на газоне только за 2017 год.
Что это - стукачество или наведение порядка, способ обогатиться или добиться справедливости?
Теперь каждый может сфотографировать автомобиль нарушителя и отправить фото соответствующим структурам. Данные проверяются, нарушителю выставляют штраф, а человек, отославший фотографию, получает бонусы.
Бонусы можно потратить на оплату своей парковки или, например, билеты в театр.
Штраф за стоянку на газонах составляет 5000 рублей для физических лиц и 300 000 рублей для юридических.
90% от общего числа нарушений выявлены по сообщениям граждан - помощников Москвы, и только 10% выявили инспекторы Московской автодорожной инспекции.
Но где гарантия, что фото в жалобе не обработано в Photoshop?
Что считать газоном, особенно зимой, когда под снегом не видно травы?
И не станет ли сервис средством сведения счетов, инструментом наказания невиновных или программой личного обогащения для самых корыстных?
Мнение Игоря Моржаретто - партнера аналитического агентства "Автостат":
"На самом деле, у нынешней системы есть такой достаточно серьезный юридический недочет, и теоретически всегда можно пободаться с решением, вынесенным на основе фото народного инспектора. На самом деле, отсутствует привязка к координатам, которые требует закон. То есть сегодня, в принципе, я могу взять и сфотографировать нечто, я привяжусь к табличке дом № 13 по улице Пушкина, но при этом любой специалист в Photoshop может покопаться и передвинуть всегда машину дальше-ближе. Другое дело, это, конечно, можно обнаружить, но вы понимаете, что при том вале документов, которые идут через руки инспекторов, выносящих решения, понятно, что достаточно большой процент может быть теоретически браком. Может, и нет.
Если с тротуарами что-то понятно, то с газонами тут есть некая путаница, поскольку термина «газон» у нас нет в ПДД, поэтому есть, в принципе, наказание по Кодексу Москвы - административное - за заезд на газон. Еще раз говорю, термина «газон» нет.
Более того, вице-мэр Ликсутов, с которым я по этому поводу разговаривал, говорит, что они, наконец, оцифровали все газоны и сейчас совершенно точно можно определить с помощью цифровых схем, где газон, где - не газон. Но это может сделать, условно говоря, некто в МАДИ, а я, например, как водитель, я еду зимой, все занесено снегом, и вот есть некая площадка. Откуда я могу знать, газон это или не газон. Знака «газон» не существует. Вот здесь проблема.
Я сам не люблю людей, которые некрасиво паркуются на том же самом газоне или на тротуаре, ненавижу, но при этом, если с тротуаром более-менее понятно, то с газоном как я пойму, особенно в условиях, когда не лето, там хоть по наличию травки можно определить, а зимой, когда снег лежит, или осенью, когда просто грязь. Где газон, где не газон, определить я как обычный водитель не могу".
5 000 штрафа может легко превратиться в 30 000.
История о том, как наезд на траву всего на 10 сантиметров обернулся штрафом в 30 тысяч рублей - рассказывает продюсер Business FM Мария Глазкова:
"Мы живем в одном из спальных районов Москвы, это район старый. Там такая же проблема, как и во многих дворах, там нет достаточного количества парковочных мест. Парковка эта небольшая, у нее есть парковочная разметка, и она обрамлена бордюром. За бордюром находится трава. Наверное, в привычном понимании это газон, но выглядит это довольно уныло, то есть это обычная трава, помятая, метров пять-шесть, и дальше идет просто забор уже какого-то госучреждения. Именно на то парковочное место, куда мы поставили машину, там отсутствовал бордюр, то есть он был уже сломан, и поэтому, когда мы парковали свой автомобиль, мы, естественно, не заметили, как мы заехали за этот бордюр. Машина стояла два дня. Через какое-то время нам пришли штрафы, их было два. Там была сфотографирована наша машина, которая задним колесом заехала на траву, буквально десять сантиметров. То есть опять-таки мы это сделали, потому что машина большая, она просто вылезала передом на проезжую часть. Но, так или иначе, это была полноценная парковка, то есть мы ничего не нарушали. Итого за то, что наша машина бездвижно стояла два дня, нам пришли два штрафа по 5 тысяч рублей, которые к тому же нельзя оплатить с 50-процентной оплатой.
И мы решили, что этот момент нужно как-то оспорить, потому что мы машину дважды не парковали, она просто простояла два дня. Сделать этого не удалось, потому что камеры там отсутствовали. И мы решили, что этот штраф оплатим позже, когда будет свободная сумма денег, но мы просрочили сроки, отведенные для оплаты штрафа, и нам пришла повестка в суд. По правилам, если твой штраф, который ты не оплатил, доходит до судебных приставов, то это административное правонарушение, за которое следует наказание - либо 15 суток ареста, либо ты должен оплатить штраф в двойном размере. То есть, получается, общим счетом за то, что мы заехали на обычную траву буквально задним колесом на десять сантиметров, мы будем вынуждены заплатить 30 тысяч рублей".
Несчастный случай:
"Я так же припарковался около детского госпиталя в Сокольниках, ни парковки рядом, ни знака, встал просто на обочине. Через неделю ко мне пришел штраф 5000 р. Никакие доводы, что тут негде парковаться, а у меня был ребенок по пояс в гипсе никого не волновали, просто плати, остальное нас не волнует. Я кстати узнавал, что все зеленые насаждения внесены в реестр, но доступ к этому реестру, даже на просмотр имеют только те, кто редактирует этот реестр. Оспорить штраф так и не удалось, хотя были ходатайства со стороны госпиталя, т.к. я был не один.
Вот так, все для людей..."
Зато 50 000 штрафов умножить минимум на 5 000 рублей равно 250 000 000 рублей в бюджет Москвы. Это минимум и только за 2017, который не кончился.
Такие доходные газоны. Кто ж их теперь ограждать станет, если они такие.
Сервис развивается. Проверка на хорошесть и плохость пока хромает, но деньги - пошли.
Вскоре пользователи приложения «Помощник Москвы» смогут наказывать и тех, кто паркуется на бесплатных местах для инвалидов. Приходится надеяться, что сами инвалиды не пострадают...
Poll