F.S. Fitzgerald: Tender is the Night (lect. 9)

Apr 10, 2011 09:59

Нижеследующий текст - опыт краткого пересказа наиболее любопытных мыслей, выхваченных мной из цикла лекций "Американская беллетристика ХХ века" Арнольда Л. Вайнштейна, преподавателя Университета Брауна США, Ph.D. Гарвадского университета. Курсив по тексту соответствует дословной цитате слов преподавателя. Простой текст - изложению некоторых ярких мыслей. [ Текст в квадратных скобках ] - мои собственные заметки. Так как большая часть произведний, о которых идет речь мне собственно не знакома, то - обещая познакомиться с какими-то в будущем - на данном этапе полагаюсь на понимание тех, кто знает о сюжетах не понаслышке. Мой уровень знаний английского пока может предполагать некоторые ошибки в понимании тех или иных поворотов речи лектора.

Лекция девятая: "Ф.С. Фицджеральд - "Ночь нежна" (предыдущая лекция - о тонкостях в творчестве Хемингуэя)

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Я называю книгу "Ночь нежна" Ф. Скотт Фицджеральда его Вторым Актом Творения, не до конца оцененным шедевром, не до конца трактованным в современных аудиториях. "Великий Гэтсби" [ 1925 ], конечно, популярен и отличается потрясающим языком, но Второй Акт для писателя - это "Ночь нежна".

После публикации в 1920-х гг. "По эту сторону Рая" перед нами предстал "золотой парень эпохи" с романтическим восприятием и наслаждением духом того времени. Это мир, в который Фицджеральд вводит американскую действительность той эпохи ганстеров, алгоголя, секса - всего того, что превратилось в открытую действительность, открытую активность. "Великий Гэтсби" - великий монумент "американской мечте". Это эдакая мерка для "американской мечты": что вообще возможно в рамках мечты. После он выпустил несколько коротких рассказов и исчез из творческой жизни для публики до начала 1930-х гг., когда появилась "Ночь нежна". За это прошедшее время в жизни Фицджеральда произошло немало событий. Алкоголизм, с которым невозможно было нормально существовать. Зельда [ супруга автора ] сошла с ума от всего этого. И все это привело в 1940 г. к смерти писателя.

...В 1940 г., когда он умер, Фицджеральд был поистине великим забытым писателем. В его письмах он обращается к людям с тем, чтобы те не забывали хотя бы его "Великий Гэтсби"...

...На сегодняшний день в университетской жизни Фицджеральд представлен нешироко. Я бы сказал, что это зависит от возраста преподавателя. Люди вроде меня симпатизируют Фицджеральду, расценивают его как тонкого автора. А вот в "возрасте идеологического критицизма" ему не находится никакого места. Он представляем как инструмент, как дурачок даже, как увлечение старшекурсников и не более...

[ Хемингуэй был одним из известнейших защитников Фицджеральда ]

"Ночь нежна" долго писалась, она постоянно не устраивала автора. Это рассказ о Дике Дайвере, женившемся на возлюбленной Николь и живущем с ней в особняке в Ривьере. Эта книга во многом книга - откровение о супруге самого Фицджеральда Зельде, но еще более это книга о европейской культуре, об Америке в ее свете, о Первой мировой войне. Война - важное обстоятельство книги. Дик Дайвер по этому поводу даже читает небольшую лекцию людям, в которой были такие слова: "Люди заставляли умирать миллионы себе подобных. Не найдется европейца в этом поколении, который решился бы повторить подобное".

Чувство ностальгии по временам до Первой мировой войны, по миру до его обращения в руины разбросано по книге. Но, но... Спустя какое-то время закрываются двери русской церкви, за ними льется шампанское победителей революционеров, за ними наступает вторая часть этого разрушения. "Ночь нежная" - книга о скончавшемся мире, о кончине его. В этом мире старые благородные люди пытаются сохранить традиции: дуэль как пример. Однако все решается тем, чей счет полее пухлый. Общество, потерянное в книге, уже не вернется, оно - прошлое, оно потерялось - эти римские страницы романа одни из наиболее шокирующих.

Фицджеральд немного играет на поле Флобера, пытаясь уколоть эту старую действительность, но также есть что-то стендалевское - в анатомическом препарировании желаний мире. Более прочих Фицджеральд в этой книге напоминает Пруста - знаменитого французского хроникера. Фицджеральд таковой для Америки. Пруст тоже говорит о потерянных иллюзиях, которые уже иллюзии, но еще сохраняют свое очарование. Совсем как у Фицджеральда.

В книге также проходит новая тема сексуальности - гомосексуализма, лесби. Эпизоды на пляже, эпизоды с описанием мужчины, пользующегося косметикой более обычного. "Прежде чем мы пожмем с вами руки, позвольте мне знать..." Фицджеральд вводит в роман персонажей, которые имеют иные наслаждения.

В конце произведения мы встречаем два женских характера. Один из героев говорит, что видел немало женщин, немало женщин - куртизанок, в которых можно было обнаружить свой героизм и свое очарование, но нечто подобное - это впервые.

...Он говорит, что не видел таких женщин до того. Это словно новый вид живых существ для него...

С другой стороны пред взором несколько мачо, ждущих войны: "Идти домой? У меня нет дома. Я иду на войну. Какую? Да неважно, главное, что на войну!" Книга очень интересна своими разноплановыми сексуальнми моделями. Свободы, жертвы ради этих свобод, последствия, незнание как расценивать все это новое, вошедшее в зону открытой активности.

Или вот еще о новом. Приобретение докторов. Вы богаты - вы можете позволить себя любого врача. Это история невероятных денег, заставляющих мир вращаться вокруг человека. Сегодня это вообще-то уже не в новинку, никому не интересно. Николь "купят доктора", тот женится на ней. Дик Дайвер был куплен. Сам куплен. Главная концовка книги. Герой с неисчислимыми богатствами куплен. Кем? Ответьте сами.

literature

Previous post Next post
Up