Пляски с бубном вокруг ВТО

Jan 03, 2014 12:29




Прошло почти полтора года с момента вступления России в ВТО. Уже можно сделать первые выводы. И что же мы видим: А мы не видим ничего, по большому счету, экономическая ситуация в России почти не поменялась. Да, периодически, в магазинах появляются различные иностранные товары и так же быстро пропадают.

Единственное, что бросается в глаза - это постоянные горестные стенания наших зарубежных партнеров по поводу того, что Россия ведет себя нечестно и постоянно занимается ущемлением прав «бедных» европейцев. Но вернемся к истории вопроса.

Недавно мне на глаза попался один очень интересный документ, который почти полностью перевернул мои представления о роли России в ВТО. Итак, вот он.
http://zakonbase.ru/content/part/98357
Это постановление правительства (№ 439 от 28.04.95) регламентирует одностороннее открытие Россией границ для товаров иностранного производства.  Т.е. принятие всех условий ВТО в одностороннем порядке.

Один из пунктов гласит:
”Регулирующая роль государства будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ГАТТ/ВТО. В качестве общего правила предполагается отменить количественные ограничения по экспортно-импортным операциям Российской Федерации.”
Другой пункт гласит:
”Если в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым, или их близких заменителей потребуется введение защитных мер, то они будут основаны на цене, точно определены, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ГАТТ/ВТО, с учетом затрат потребителей и пользователей. Не будет вводиться институт специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть использован для ограничения числа участников торговли. Правительство Российской Федерации обеспечит соответствие законодательства и нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, указанным принципам.”

Там есть еще пункты, определяющие дополнительные условия, но для нас наиболее интересные эти два. Первый фактический открывает рынки России, а вот чем интересен второй - мы поговорим позднее.
Попытаемся разобраться:
         Естественно, Россия не по своей инициативе фактически добила свою, и без того загибающуюся,  экономику.
За предоставление кредита «стэнд бай»  в 1995 году МВФ потребовал от России «либерализовать» внутреннюю торговлю. Т.е. допустить на внутренний российский рынок иностранных производителей, предоставив им равные шансы. Об ответном открытии границ для российских товаров за рубежом разговора не шло.
В условиях жесткого дефицита, кабальные условия были приняты. Так же следует учесть, что очередная порция денег от МВФ была очень лакомым куском для политических элит того времени. Кредитные деньги, как правило, доходили в бюджет в виде жалких остатков от того, что было выделено (если доходили вообще). Такая схема вполне устраивала как вороватых чиновников,  так и представителей МВФ, предпочитавших вкладывать деньги в частный карман, нежели чем в российскую экономику.
          Условия кредитов МВФ http://www.banki-delo.ru/2010/08/кредиты-мвф/
Стоит вспомнить, что должность руководителя Департамента иностранных кредитов и внешнего долга, а позднее начальника Департамента иностранных кредитов и внешнего долга занимал Михаил Касьянов. Что вполне можно увидеть из его биографии.
         Да-да, это тот самый Михаил Касьянов, который теперь, вместе с такими же известными «управленцами» 90-х Немцовым и Рыжковым, а также своими верными последователями 00-х Навальным, Чириковой и др. упоенно ругает нынешнюю власть за неверный политический курс.
По-видимому, одностороннее принятие условий ВТО видятся им более перспективным, чем полноценное вступление в эту организацию.
          Однако такой грабеж продолжался недолго.
Дело в том, что с 2004 года проходило постепенное введение пошлин на иностранные товары. Медленно, но верно Россия устанавливала барьеры, которых лишилась в 95 годах. Было введено и установлено несколько определяющих договоров.
Естественно каждое такое решение вызывало бурю негодования со стороны представителей либеральной тусовки, которые тут же находили обиженных данным решением.(Например, Вася Пупкин из Мухосранска больше не сможет купить чрезвычайно нужную ему качественную зарубежную хренобобень - а следовательно, правительство ущемило в правах всех Васей Пупкиных в России. При этом они сами, либералы, обещают думать о том, чтобы граждане имели возможность покупать иностранные товары. То, что этим гражданам надо при этом где-то работать, в расчет не принималось)
Закрытие границ было обусловлено чересчур затянувшимися разговорами о вступлении в ВТО. Этими разговорами политическую верхушку «кормили» с момента подписания соглашений 90-х, но оно (вступление) постоянно откладывалось под разными благовидными предлогами.
          Наших Европейских партнеров можно понять: они и так имеют рынки, но при этом избавлены от конкурирующих товаров. Но в 2008 году наступил переломный момент.
          Под предлогом мирового кризиса в России сразу ввели несколько достаточно интересных решений. Так, например в 2008 году было произведено повышение пошлин на легковые автомобили иностранного производства. Подробностей не помню, зато очень показательная реакция была у представителей еврокомиссии: Они тут же заявили, что это противоречит условиям ВТО http://www.gazeta.ru/news/business/2009/01/12/n_1316446.shtml (В которой Россия на тот момент вообще-то не состояла, но евро-комисаров данный нюанс не смутил)
А теперь  вернемся ко второму пункту, который я упомянул в самом начале статьи. Как мы видим, Россия не имеет права устанавливать пошлины. Ладно бы, что одно постановление правительства было отменено другим, но условия кредита МВФ были подписаны в форме международного договора,  а, следовательно, по конституции имеют приоритет над любым внутренним законодательством.

(Статья 15 часть 4 конституции РФ гласит «  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»
http://az-libr.ru/index.htm?Law&Constn/ru/KRF93/krf015 )

Говоря проще, правительство России не имело права повышать пошлины, однако, это было сделано. В это время политическая верхушка России подвергалась беспрецедентному давлению со стороны «мирового сообщества», которое закончилось только с итоговым подписанием документов.

Часто я задаюсь вопросом: Можно ли было избежать вступления в ВТО и к чему бы это могло привести?
 Наверное, можно. Скорее всего это дало бы положительный эффект в краткосрочной перспективе. Развернулся бы процесс импортозамещения, некоторые отрасли получили бы более быстрое развитие, чем мы имеем сейчас.
Однако я расцениваю вступление России в ВТО как одну из ставок, брошенных на кон. Чем будет сильнее Россия и слабее запад, тем больше ВТО будет играть в нашу пользу и наоборот. Сейчас, по прошествии времени видно, что вступление в ВТО мало повлияло на экономику России - а значит, все было рассчитано правильно. Самоизоляция это не путь России. Но игра не закончилась - она идет, и нам остается ждать очередных ходов, которые могут повлиять на нашу жизнь.

Россия, политика

Previous post Next post
Up