Все предвидено, но воля дана
Люди предоставленные сами себе в обыденном понятии свободы - бесконечно печальное и мучительное зрелище. В принципе, мировой кинематограф постоянно исследует эту территорию, потому что кино - это все-таки про людей и поведение людей в пограничных обстоятельствах является неисчерпаемым источником для построения киноткани. Просто кино всегда рассказывает истории, которые приключаются с людьми.
Бесконечное количество, например, постапокалипсических фильмов исследуют эту территорию, территорию - испытания свободой, однако, сама идея свободы как полного освобождения от каких-либо норм и правил все равно переводит такого рода фильмы в категорию В. Низкие рейтинги и небольшая касса являются только следствием того, что "люди не понимают".
В такого рода "произведениях" - все слишком рационально. Выжить любой ценой, "герой одиночка побеждает всех", "успех любой ценой", "умри ты сегодня, а я завтра" - это все не находит отклика в умах и душах зрителей.
"Звездное небо над головой, нравственный закон внутри нас". Свобода как отсутствие ограничений, отсутствие внутреннего закона - противоречит человеческой сути, несмотря постоянно декларируемые нормы социал-дарвинизма. Но это не находит массового отклика. Внутренний закон и нормы мешают, мешает нечто, что собственно и делает нас людьми.
В противовес этому выступают вечно востребованные в кино истории про людей, которые пусть и находятся в сложных, пограничных обстоятельствах, но находят в себе силы, находят в себе собственную свободу воли действовать против обстоятельств, "знаков фатума", действовать иррационально, не логично - "не думая о себе" - тем самым и являя собственную человеческую - живую сущность. Потому что именно такие герои и такие истории и есть суть жизни.
Иррациональность, в том числе и иррациональность веры - дает свободу. Рациональность - дает только хаос, преследование только своих интересов - вроде как массовое понимание свободы в части "делаю что хочу" - приводит к угасанию. И массовые фрустрации - тому подтверждение. Какое-то массовое несчастье - тому пример, потому что современная экономическая модель находится в противоречии с гуманистическими нормами - счастье не в обладании, любовь - не за что-то, вера, отдача - норма, а не "идеализм", а где гуманистичность - там собственно жизнь и живое чувство, а когда этого нет - тоска, душа же живая и болит.
Классические истории Танаха, по сути - архетипические - про это, про путь к свободе через нормы и правила, Закон, "в начале исполним, а потом постигать будем", про грех жестковыйности и гордыни. Про путь к свободе через иррациональность веры и проявление свободы воли вопреки препятствиям, которые сам Б-г иногда и строит в конкретных человеческих судьбах.
Оказывается, что принятие Закона - дает истинную свободу, оказывается, что долготерпение и вера - приводят к цели, оказывается, что вроде иррациональная жертвенность и следование интересам общины, рода, народа - дарует истинное благо, например выживание всех и свободу от рабства.
Это парадоксально, но только восхождение к чему-то, следование долгу, внутренним нормам дарует истинное понятие свободы воли. Оказывается принципиально невозможно для человека быть свободным просто ради себя, в своих рамках, без восхождения к чему-то.
И кино, которое всегда - про людей, только отражает эту простую истину. "Все предвидено, но воля - дана", и люди, которые своими историями, своими действиями на экране показывают, что воля дана не для собственных интересов и гордыни, не для реализации бытового понятия "свободы", такие герои - приковывают взгляд.
Искусство тонко улавливает и отражает пока невидимые изменения: а сейчас ощутимо меняются времена, по сути - приходит новая эпоха и незыблемое еще вчера - в части индивидуализма и "правил жизни и успеха" - становится историей, с моей точки, зрения мы стоим на пороге новой идеологии, "нового средневековья" - в части духа.
Надо отметить, что американский кинематограф, конечно, машина реальности и влияния, но… людей невозможно заставить просто так идти в кинотеатры, поэтому одним из преимуществ массового кинематографа является умение затронуть темы, которые касаются всех и каждого. .
И неожиданно, такими темами становятся истории про людей выполняющих свой долг, истории про людей, отказывающихся от чего-то ради вроде "высоких идеалов", верящих, следующих внутреннему закону.
Классическим примером, прошлого года явился фильм Интерстеллар. По форме - жанровая история апокалипсиса. По стилю - три часа диалогов и физики черных дыр. По сути - история человека, который жертвует собой, ради других.
Гуманистическая история. Иррациональная. Почти 9 баллов по IMDB и почти 700 млн. сборов.
И то что такие фильмы "получают кассу", свидетельствует о том, что нельзя быть свободным только ради себя. Оказывается, настоящие герои, приковывающие взгляд способны в состоянии свободы воли вести себя достойно, потому что не ограничены своими рамками, рамки всегда вне их, потому что они на пути восхождения к чему-то. Они сами ставят себе внешние цели, они осознанно идут на дискомфорт для процесса достижения, постижения божественного внутри себя, преобразования материи, а не просто стремятся к покою или выживанию любой ценой.
И это лучшее подтверждение изначальной божественности человеческой сути каждого из нас.