Фото 19 июня 2010 г.
Паровоз «ТЭ» - это иностранный паровоз, немецкий «кригслокомотив», созданный специально для военных условий. Его немецкая серия - 52. Такие паровозы создавались в Германии и оккупированных ею странах с 1942 по 1945 годы.
После победы в Советский союз поступило 2500 паровозов этой серии. Здесь они получили новое название «ТЭ», т.е. «трофейный», эквивалентный серии «Э».
Паровоз ТЭ-5415
Первые паровозы серии «Е» были заказаны Россией в США в 1915 году в разгар I Мировой войны из-за нехватки паровозов для грузовых перевозок. В Америке паровозы такого типа называли «Декаподами» («Десятиногами»). Разработкой проекта и руководством постройкой паровозов серии «Е» занимался русский инженер А.И. Липец. До революции было построено и поставлено в Россию 1081 паровоз серии «Е» разных индексов: Еф, Ес, Ек, Ел.
Паровоз Еа-2450
В Великую Отечественную войну, в соответствии с соглашением о сдаче США и Канадой в аренду союзным странам военной и другой техники, Советский Союз получил в 1943-1945 гг. 2047 «декаподов» и несколько тысяч грузовых вагонов, платформ и цистерн. Паровозы получили серию «Еа» и «Ем» и были существенно доработаны по сравнению с дореволюционными. Именно такие паровозы приводили в мае1945 года под своды Киевского вокзала эшелоны с воинами-победителями.
Именно в паровозе серии «Еа» удалось посидеть в будке машиниста.
Хочу сказать, что попасть в святую святых паровоза могут только дети и очень стройные особы, неиспугавшиеся перепачкаться.
Паровоз «П». К 1945 году на Коломенском машиностроительном заводе под руководством его главного конструктора Л.С. Лебедянского был создан совершенно новый паровоз «П-32» с осевой формулой 1-5-0. В нем были использованы новшества и опыт эксплуатации «ФД» - механический углеподатчик, устройства облегчающие работу бригад. Паровоз полил мощный высоко сидящий котел, топку большого объема, колеса большого для грузовой машины диаметра (1500 мм), что позволило увеличить скорость до 80км/ч.
Паровоз П-0001
Дизайн паровоза тоже стал совершенно новым: короткая труба, объединенная общим кожухом с сухопарником и песочницей, смелый наклон передних лестниц - всё создает образ стремительного и мощного локомотива. Этот паровоз вышел из заводских стен осенью 1945 года и получил гордое название «Победа». Его отличали угольное отопление, тендер ванного типа и будка с наружными входами. После длительных испытаний и доработок паровоз был запущен в массовое производство в 1947 году.
Итак, в 1947 году паровоз «П» получил новую серию «Л» по имени своего конструктора Льва Сергеевича Лебедянского, что довольно редкий случай.
Паровоз Л-2342
С 1952 года паровозы выпускали на тех заводах. Всего было выпущено более четырех тысяч. Из внешних изменений можно отметить другой тендер и тамбурные входы в будку. Паровозы серии «Л» (или «Лебедянки») работали как на угольном, так и нефтяном отоплении и эксплуатировались вплоть до 1980-х годов.
Как я писала
в первой части своего рассказа, мировым рекордсменом по количеству и длительности выпуска была серия «Э». Вот и следующий паровоз относится к этой серии в ее последней (послевоенной) модификации с индексом «р», что обозначает «реконструированный». В нем увеличена топка и паронагреватель, вместо перил площадок - поручень по котлу, спереди наклонные лестницы, на котле сухопарник и песочница закрыты общим кожухом.
Паровоз Эр 766-11
Во всех рассмотренных ранее паровозах вода и топливо размещались в отдельном тендере, паровоз же «9П-17347» совсем другого типа - бестендерный или так называемый «Танк-паровоз».
Паровоз 9П-17347
Название происходит от английского «танк» - т.е. бак. Эти водяные баки располагаются с двух сторон рядом с котлом, а уголь - в небольшом бункере за будкой. Отсутствие тендера резко сокращает длину паровоза и обеспечивает хороший обзор назад. Такие особенности обеспечили характер службы этих паровозов. Они ходили на небольшие расстояния с небольшими составами, но были очень удобны на маневрах, вывозной и хозяйственной работе в депо и на заводах. Серия «9П» была разработана в 1935 году и выпускалась до 1957 года. Всего было построено около 3500 таких машин.
Последний паровоз экспозиции музея завершает историю грузового отечественного паровозостроения. Паровоз серии «ЛВ» развивал лучший локомотив «Л» и строился на Ворошиловградском локомотивном заводе, отсюда и вторая буква в названии серии. В нем были применены следующие технические новшества: на 7% увеличена площадь топки и настолько же испаряющая поверхность котла, добавлена ось поддерживающая топку (осевая формула 1-5-1), шестиосный тендер повышенной ёмкости. Паровоз снабжен водоподогревом. В результате КПД возрос до 9.27%.
Паровоз ЛВ-0441
Однако технический прогресс был неумолим, и в 1956 году паровозостроение в СССР было прекращено. А паровозов серии «ЛВ» успели выпустить 522.
Музей железнодорожного транспорта (часть 1) Продолжение следует...