Печорин и Грушницкий

Jan 06, 2024 18:55


Помню, когда я училась, в учебнике литературы был вопрос: «Почему Печорин чувствует, что однажды они с Грушницким столкнутся на узкой дорожке, и одному из них несдобровать?» И так и не разобрали мы его тогда на уроке.

В наше время этого вопроса в учебнике больше нет. И тому, наверное, свои резоны. Вроде того, что только Печорин и Грушницкий могут знать, отчего это так. А нормальным людям этого не понять и понимать не надо.))

Тем не менее, классический ответ на вопрос мне известен. Грушницкий пародирует Печорина, выставляя в смешном свете все то, что у него является собственным, выстраданным, истинным. Вот по этой причине им и станет однажды «тесно вдвоем на земле».

Такое объяснение дает, кажется, и сам автор романа: «Я его понял, и он за это меня не любит». То есть, Печорин понял, что Грушницкий носит ложно-романтическую маску, которой пытается придать себе вес в обществе...

И как-то это оставалось для меня много лет словами, не убеждало до конца.

И вот некоторое время назад я все поняла... хоть, возможно, и по-своему.

Что происходит? Печорин отбивает у Грушницкого девушку. Почему у Печорина получается переключить внимание хорошенькой княжны Мери на себя? Это ведь не случайность. Он преуспевает в своем, разумеется, не самом добром замысле потому, что он - одаренный человек. Печорин - это совсем иной масштаб ума и характера, нежели Грушницкий. И умненькая княжна это очень быстро понимает, чувствует.



То есть, Грушницкий терпит поражение, в известном смысле заслуженное. И вот с этого момента он начинает испытывать к Печорину... зависть. Да-да, ту самую зависть, в которой не так давно признавался в своем дневнике Печорин, наблюдавший княжну Мери в обществе Грушницкого. Грушницкий в отношении к Печорину превращается в того маленького человека из Достоевского, который не может смириться с собственной заурядностью. И признать органическую незаурядность другого человека (то есть, Печорина). Общение с байроническим персонажем - Печориным - вызывает у Грушницкого тяжелые комплексы.

Отсюда все дальнейшее - желание «отомстить», дурная компания, подлый замысел дуэли с незаряженным пистолетом для противника, клевета на отвергшую его девушку, неожиданно ставшая не надуманным, а совершенно реальным поводом к дуэли, которая изначально замышлялась как «шутка», и служила цели выяснить метафизические отношения людей друг к другу, скажем так.

В дуэли погибает Грушницкий. Поэтому и жалеем мы его, и воспринимаем ситуацию так, как будто только этим и могло кончиться, как будто Печорин погибнуть не мог (так, насколько помню, в романе влюбленная в него Вера думает)). Но ведь на самом-то деле мог погибнуть и Печорин.

Грушницкий очень молод, он еще человек страдающий, ломающийся... он поэтому погибает.

В жизни же, если присмотреться, именно условные Грушницкие более опасны для условных Печориных, чем наоборот.

В литературе, кино немало, должно быть, историй можно набрать, подтверждающих такой тезис.

литература, Лермонтов, Достоевский, русская литература, Байрон, Герой нашего времени, классика

Previous post Next post
Up