Захар Прилепин против Александра Пушкина

Jan 05, 2024 16:42


Захар Прилепин - фактически современный классик нашей литературы. Его произведения на сегодняшний день внесены в школьную программу в список С (то есть, та часть списка, которую вряд ли кто-то будет читать, но тем не менее).

Вот что Прилепин говорит о «солнце русской поэзии»:

Начнём с того, что Пушкин был аномально смелым человеком. Из дня сегодняшнего мы как-то слишком легкомысленно себе это представляем, а я предлагаю всё-таки остановиться и задуматься: у него 25 вызовов на дуэль и 5 состоявшихся дуэлей, включая последнюю. Первый раз он вызвал человека на дуэль в 17 лет!

То есть человек всю жизнь, постоянно был готов умереть. Вообразите вот, что вас обидели, а вы говорите обидчику: «Завтра стреляемся». Сколько раз за ночь вы подумаете: «Да на кой чёрт я всё это затеял? Да никогда в жизни больше!»? Всю ночь глаз не сомкнёте, уверяю вас, представляя, как больно будет получить пулю в свой тёплый живот.

Так вот, это не про Пушкина. Понятия о чести его были абсолютны.

Он стрелялся из-за женщин, в результате спора о крепостном праве, из-за любой шутки в свой адрес, которая не показалась ему смешной. Вообразить Пушкина на так называемом «баттле», когда два взрослых рэпера изощрённо друг друга обзывают на потеху публике, невозможно. Он тут же убил бы собеседника в самом прямом смысле: бах! - в лоб.

Эти современные ребята всё время рассказывают, что они гангстеры. Нет, гангстер - это Пушкин.




Захар Прилепин: «Пушкин - это гангстер»


Писатель - о том, могла ли Александра Пушкина ожидать иная участь

aif.ru

Первая ошибка Захара/Евгения Николаевича: не Пушкин вызвал человека на дуэль в 17 лет, а человек - его друг Кюхельбекер - вызвал Пушкина за эпиграмму. Исправили. (Это при том, что я не пушкинист. Так, базовые биографические знания из двух-трех книг о поэте.)

Теперь разберемся, из-за чего Пушкин стрелялся - то есть, из-за чего были его состоявшиеся дуэли, а не только оставшиеся на бумаге вызовы. В южной ссылке поэт стрелялся с Зубовым и Старовым. С одним из них спор возник из азартной игры, с другим - из-за того, что один «приказывал» оркестру играть вальс, а другой - мазурку. Плюс уже описанный прецедент с Кюхельбекером, плюс, по всей видимости, с Рылеевым (когда последний по случайности разнес по Петербургу слух, будто бы Пушкина высекли в Третьем отделении; оба противника стреляли в воздух).

Дуэль с Дантесом - разумеется, вопрос отдельный.

Итак, где дуэли (состоявшиеся) из-за спора о крепостном праве? И где из-за не понравившейся шутки в свой адрес? (Напротив, это окружающих сердили шутки поэта - того же Кюхлю, как называет его всем нам хорошо знакомый Юрий Тынянов.)

И где наконец та готовность пристрелить кого-либо в лоб за любой пустяк, которую приписывает Прилепин Александру Сергеевичу? Этой готовности не проявлял ни сам Пушкин, ни в отношении него (все вышеперечисленные его противники) ее не проявляли. (Исключение - естественно, последняя дуэль.)

Такое чувство, что невежество современной публики в отношении дуэлей XIX века беспредельно (советские люди были много осведомленней). Начисто забыт тот простой момент, что большинство дуэлей затевались из пустяков, и опасность, которую они представляли, не воспринималась как сколько-нибудь серьезная. (Читал ли Захар Николаевич истинно мужскую книжку Якова Гордина «Дуэли и дуэлянты»? Если бы читал, знал бы, что 70% дуэлей оканчивались ничем или легкими ранениями.)

В-общем, Прилепин выступает здесь в отношении Александра Сергеевича в роли того самого обзывающегося рэпера (называя его гангстером). Не боясь более, по понятным причинам, получить пулю в лоб.

Да, при таком контексте не приходится удивляться невежеству большинства.

Пушкин, общество

Previous post Next post
Up