В нулевых годах я, на основе своего опыта продвинутого образования в ИТ сформулировал несколько принципов.
- Поскольку ИТ исключительно быстро развивается и слишком часто развитие сопровождается изменением внешней формы, стоны, что штатные преподаватели не нужны, поскольку уже за три года их знания устаревают, неадекватны. Неадекватна в этом случае сама система образования, которая учит устаревающим за три года «компетенциям».
- Из-за быстрого развития ИТ есть два выхода для образования.
2.1. Учить не новейшему, а встроить обучение в процесс исследований и реализации проекта на переднем фронте. Но это возможно лишь если образование на факультете, институте (или в крайнем случае на кафедре) полностью контролирует консорциум, занимающийся таким проектом, а не «образовательные стандарты». В нулевые годы эту идею успешно реализовал Университет города Переславля под патронажем последовательности проектов СКИФ ИПС РАН и Белорусской академии наук
2.2. Учить тому, что не устареет за 20 лет, то есть дать прочные фундаментальные знания, чтобы специалист весь рабочий век мог быстро входить в новое. Её успешно реализовал в 90-х и нулевых УдГУ и попытался реализовать в последнее десятилетие МГТУ. Здесь необходима критическая масса отличных специалистов, подпираемых хорошими помощниками и совместителями с фирм, понимающих данную концепцию и заинтересованных не в путанах, а в гейшах. Централизованный контроль процесса и в этом случае гибелен. А прикрытие сверху от понимающего и образованного руководителя необходимо. - Есть три кита, на которых можно построить образование в каждом из этих случаев, особенно во втором. Опыт УдГУ и МГТУ показал, что достаточно иметь критическую массу на одном из этих направлений. Это логика, алгебра, топология. Матанализ бесконечно хуже.
- Каждое из этих направлений обеспечивает переносимость знаний на внешне совершенно разные объекты и области.
4.1. Логика избавляется от слов, включая термины, и оставляет структуру рассуждений, что позволяет эффективно преобразовывать и анализировать задачи и знания.
4.2. Алгебра избавляется от всего, кроме структуры функций или соответствий, что позволяет эффективно анализировать и преобразовывать программы.
4.3. Топология позволяет вырваться из трёхмерия и вовсю использовать громадный потенциал образного мышления для сведения разнородных объектов к одному источнику. В частности, все буквы русского алфавита в многих шрифтовых модификациях представляются как простейшие линейные деформации и проекции на плоскость одной пятимерной структуры.