Три теоретических кита информатики

Oct 16, 2022 22:25


В нулевых годах я, на основе своего опыта продвинутого образования в ИТ сформулировал несколько принципов.

  1. Поскольку ИТ исключительно быстро развивается и слишком часто развитие сопровождается изменением внешней формы, стоны, что штатные преподаватели не нужны, поскольку уже за три года их знания устаревают, неадекватны. Неадекватна в этом случае сама система образования, которая учит устаревающим за три года «компетенциям».

  1. Из-за быстрого развития ИТ есть два выхода для образования.
    2.1. Учить не новейшему, а встроить обучение в процесс исследований и реализации проекта на переднем фронте. Но это возможно лишь если образование на факультете, институте (или в крайнем случае на кафедре) полностью контролирует консорциум, занимающийся таким проектом, а не «образовательные стандарты». В нулевые годы эту идею успешно реализовал Университет города Переславля под патронажем последовательности проектов СКИФ ИПС РАН и Белорусской академии наук
    2.2. Учить тому, что не устареет за 20 лет, то есть дать прочные фундаментальные знания, чтобы специалист весь рабочий век мог быстро входить в новое. Её успешно реализовал в 90-х и нулевых УдГУ и попытался реализовать в последнее десятилетие МГТУ. Здесь необходима критическая масса отличных специалистов, подпираемых хорошими помощниками и совместителями с фирм, понимающих данную концепцию и заинтересованных не в путанах, а в гейшах. Централизованный контроль процесса и в этом случае гибелен. А прикрытие сверху от понимающего и образованного руководителя необходимо.
  2. Есть три кита, на которых можно построить образование в каждом из этих случаев, особенно во втором. Опыт УдГУ и МГТУ показал, что достаточно иметь критическую массу на одном из этих направлений. Это логика, алгебра, топология. Матанализ бесконечно хуже.
  3. Каждое из этих направлений обеспечивает переносимость знаний на внешне совершенно разные объекты и области.
    4.1. Логика избавляется от слов, включая термины, и оставляет структуру рассуждений, что позволяет эффективно преобразовывать и анализировать задачи и знания.
    4.2. Алгебра избавляется от всего, кроме структуры функций или соответствий, что позволяет эффективно анализировать и преобразовывать программы.
    4.3. Топология позволяет вырваться из трёхмерия и вовсю использовать громадный потенциал образного мышления для сведения разнородных объектов к одному источнику. В частности, все буквы русского алфавита в многих шрифтовых модификациях представляются как простейшие линейные деформации и проекции на плоскость  одной пятимерной структуры.


фундаментальное знание, алгебра, ИТ, логика, топология, Образование

Previous post Next post
Up