Я уже писал о критической ситуации в инженерном образовании
https://nepejvoda-n-n.livejournal.com/83027.html Я побывал на конференции практиков IT (UIC Ижевск 2022) и понял, что наши находки 90-х и 0-вых, когда высшее образование ещё не было задавлено формализмом , стали весьма актуальны сейчас. Так называемые низкоэкспертные задачи стали самыми привлекательными. Их специфика в том, что они на стыке многих знаний и нет людей, владеющих в совершенстве всеми этими знаниями, а узкий специалист здесь подобен флюсу: столь же мучителен и бесполезен.Приходится привлекать порою сотни экспертов, и полезными оказываются едва одна десятая из них, поскольку возникают проблемы полного взаимонепонимания. Пользуясь замечательной придумкой акад. Щербы, речь специалиста даже для спенциалиста в близкой к нему области выглядит примерно так:
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Далее, выяснилось, что для программной реализации такой системы лишнее углубление в предметные области вредно. Нужно суметь понять всё нужное, не изучая новую предметную область, тем более что в следующей системе она наверняка не понадобится. Учить понимать, не изучая, мы обучали лучших студентов в двадцатилетие расцвета школы информатики в УдГУ. Кратко перечислю основные принципы, полностью отличающие наш подход от аксиом педагогики и академического образования.
- Никаких вызовов к доске для решения задачи или показа правильного решения. Показываются интересные ошибки, причём они никак не штрафуются, а используются для тренировки умения путём переформулировок своих мыслей превращать ошибку в решение.
- Порою давались задачи, требовавшие понять что-то при явно неполной информации, например, текст на незнакомом языке но в известной области и близком по языковой группе известному. Пользоваться автоматическими переводчиками запрещалось. Каждое обращение к словарю штрафовалось.
- Поощрялись собственные студенческие формулировки курсовых и дипломных работ.
- Наоборот, давался текст в неизвестной области на известном языке и неточная формулировка задачи. Требовалось разобраться в предмете ровно настолько, чтобы разумным образом уточнить формулировку. Не предполагалось, что решение единственно.
- Жёстко проводилось требование к преподавателям обязательно давать перекрёстные ссылки своего курса с другими, в том числе и не изучающимися на данной специальности, и сопровождать каждый метод случаем, когда он не работает.