Тезис -
газеты обречены. Во всяком случае, как масс-медиа. Нет, разумеется как культурный феномен никуда они не денутся - как классический роман, театр или балет. Только вот содержание у них будет уже другое - не массмедийное.
Ведь почему классическое СМИ от газеты до телевизора имеет такую - вещательную - форму? На мой взгляд, оттого что это способ поддержания не любого сообщества. А только массового. Пока вам достаточно работы с малой группой инструменты ее сплачивания могут быть более индивидуальными - от секса (семья и не только) до пения хором Let my people go. А СМИ - это для тех случаев, когда члены сообщества незнакомы друг с другом. Но тогда и издание не может с ними познакомиться. И работает в режиме вещания.
Но стоит лишь принять, что карфаген должен быть разрушен задача масс-медиа - не впихивание в читателя авторского текста, а поддержание сообщества, как оказывается, что интернет предлагает принципиально новые возможности. Какие? О первом - "
сжатии времени" - я уже писал. Второе - возможность работы непосредственно с читателями, даже самыми массовыми, через социальные сети и мгновенные обратные связи.
А ведь отказ от этих двух ограничений - "забывание прошлого" и "одностороннее вещание" - это посильнее, чем возможность приделать аудио или видео к тексту. Оно затрагивает самую суть СМИ? Именно поэтому издание, рассчитанное надолго, должно строиться от интернет. Именно он становится ядром СМИ, а классический носитель - лишь временным дополнением, этаким реверансом в сторону уходящей привычки. Собственно на фронтире это уже поняли и активно реализуют. Например -
Daily News.
Что это меняет в самом издании? Меняет многое. Например:
организационно - медиапланирование строится не вокруг новостей, а вокруг "раскручиваемых тем". Темой может быть все что угодно. "Сити-менеджеры", "частные детские сады", "шахматная олимпиада"... Задача издания при этом - не дать быструю сенсацию, а удержать тему в сознании читателя как можно дольше (!!!).
технологически - сайт, в котором информация организована в виде тематических подборок. Визуально - это может выглядеть так, как у BBC News.
![](http://pics.livejournal.com/nepalez/pic/0000xde0/s320x240)
Или iPad-версии CNN
![](http://pics.livejournal.com/nepalez/pic/0000ypwq/s320x240)
То есть в тему собрано все - статьи, ссылки, обсуждения читателей, документы, видео, фото, досье на участников процесса. Наконец, постоянно меняющийся абстракт, описывающий текущее состояние вопроса.
опять организационно - тема закрепляется за обозревателем. Его задача - следить за всем, что происходит, что говорится, как воспринимается... Не просто "написал и забыл", а еще и собрал ссылки на фактуру, написал материал, организовал обсуждение читателей, опять написал, подготовил досье и т.д., и т.п. То есть его задача - максимально долго удерживать внимание читателя на теме, в т.ч. за счет "приучения", формирования у читателя ощущения, что он (читатель) разбирается в вопросе. Прямо противоположно журналистике сенсации, да?
организационно-технически - оценка качества работы журналиста может строиться не только вокруг абстрактного "качества" текста. Но и вокруг того, насколько посещаема его тема. Интернет дает возможность непосредственно видеть посещаемость, оценку труда и т.п.
коммерчески - реклама внутри темы. То есть тема становится долгосрочным контекстом для рекламы, причем надолго - с возможностью соответствующего планирования.
и снова организионно - коль именно тема становится рекламоносителем, то и медиапланирование осуществляется с учетом всех заинтересованных сторон. То есть не только читателя, но и рекламодателя.
Собственно, что тут нового? Новое (в отличие от нынешней газеты) в том, что все это имеет смысл делать только тогда, когда фокус внимания на теме может быть удержан (в т.ч. и за счет обратной связи) и измерен. Интернет эту возможность дает. Именно потому он становится основой медиа, а не дополнением к печатной (теле/радио) версии.