Первые выводы расследования крушения Боинга-737 в Казани

Nov 21, 2013 09:07

Как я и писал три дня назад - во всем обвинят экипаж - http://neodinoc.livejournal.com/21510.html
Казанская авиакатастрофа принципиально не похожа на трагедии с ЯК-42 в Ярославле и с ТУ-204 в Шереметьево, причиной которых были грубейшие нарушения летчиков при исправных самолетах. В Казани же все и началось с отказа автоматики перед посадкой, из-за чего самолет сошел с посадочной прямой - глиссады, а летчик перешел с автопилота на ручное управление.
Главное для установления причин катастрофы - расшифровка данных о работе систем самолета, а она уже практически завершена. Из данных, обнародованных на сайте Межгосударственного авиакомитета (МАК), СМИ сделали вывод, что пилоты сами отправили самолет в пике. Да еще и наблюдали секунд двадцать за тем, как машина мчится навстречу земле.

image Click to view




По отчету МАК пилот после того, как обнаружил «непосадочное» положение самолета, стал по всем правилам уходить на второй круг. Вывел двигатели на взлетный режим, сократил угол выпуска закрылков с 30-и до 15-и градусов, убрал шасси - достаточно простые операции при достаточно простом маневре. Но дальше пошла чертовщина. Самолет невесть с чего стал задирать нос выше всякой крыши и достиг угла тангажа в 25 градусов, скорость стала резко падать - так как никакой тяги двигателей не хватит для таких крутых подъемов. Следом грозил неминуемый обвал в штопор, во избежание чего пилот резко перевел самолет в пикирование, и на короткий миг все вроде бы наладилось. Самолет пошел вниз, набирая скорость до безопасного значения; теперь следовало перевести его снова в умеренный подъем - но вот это по опять же неустановленной причине и не вышло. Боинг все глубже уходил в пикирование, угол которого достиг под конец 75-и градусов, и на скорости 450 км/ч врезался в землю.


Теперь самый животрепещущий вопрос: кто виноват в этой трагедии? Тут очевидны два ответа. Или отказ управления стабилизатором, который занимал только крайние положения, отчего самолет мог идти на кабрирование (взлет) или пикирование только под предельным углом - точнее, запредельным. Или слишком судорожные действия пилота, который в панике сначала слишком резко повел лайнер ввысь, а потому с перепугу слишком резко перевел его в снижение, которое уже не смог остановить.
Но кто-то мудрый еще давно сказал: у авиакатастрофы, за исключением теракта, не бывает никогда одной причины. И наиболее вероятными в казанском случае кажутся такие две. В изношенном Боинге, сменившим с десяток хозяев за 23 года эксплуатации, произошла поломка - а пилоты не смогли с ней справиться. Сейчас в мировой и нашей авиации царит такая идеология: самолеты садятся «по умолчанию» на автопилоте, и только в крайнем случае летчик берет на себя управление. Это за последние 10 лет привело к нескольким посадочным крушениям: пилоты при отказе бортового компьютера тупо старались перезагрузить его, а не брать забытое ими управление на себя. В итоге - «полный рот земли».
Возможно, и еще раз повторю, только возможно - что пилоты этого Боинга, прежде заходившего всегда на автомате на посадку, помалу растеряли свои навыки, как долго не игравший на рояле пианист. Стряслось ЧП, тут надо действовать крайне аккуратно, с минимальными движениями, с чутьем, как скомпенсировать поломку, а не стать ее заложником. Это блондинка за рулем если дает вправо - то на всю руку, и влево - тоже, тараня соседние машины на стоянке. Но еще в советской авиации были случаи, когда испытатель сажал самолет с вовсе отвалившимся в воздухе стабилизатором - путем тончайшей игры тяги и закрылок.
И рядовой летчик должен хоть отчасти быть подобным виртуозом, чтобы его руки были продолжением органов управления самолетом и в пиковом случае могли уловить выход из него. Как опытный таксист может так чутко обойтись с рулем, газом и тормозом, чтобы уйти со льда в сугроб, а не в пешехода или в переднюю машину.
Но для этого надо менять всю эту идеологию: по умолчанию - автопилот, а человек вступает в управление только в аврале. Наоборот: летчик должен сажать самолет как правило - а автопилот включаться только тогда, когда весь экипаж вдруг поразит внезапный паралич. Это не даст дремать тому спасительному навыку, который лишь и позволяет уходить от самых непредвиденных технических и компьютерных отказов.
Ну, и в итоге вот что: упавший в Казани Боинг не был поражен ни молнией, ни бомбой террористов. А есть только две причины его падения: или это была такая техника на грани металлолома, с которой не справился б и наш героический летчик-испытатель и рыночник Толбоев. Или такая подготовка пилотов, поведших себя в нештатной ситуации как блондинка за рулем. Или и то, и то - что в любом случае не делает чести нашей гражданской авиации, сорвавшейся в пике в погоне за неумеренной рыночной прибылью. Ее же главный источник для целой грозди наших авиакомпаний - покупка дряхлых самолетов и экономия на обучении пилотов, за которых действует автопилот.
Прибыль прибылью - но и совесть, без которой хочет обойтись наш рынок, а вдогон ему и надзорные инстанции, и люди, проверяющие всякий крепеж у самолетов, надо иметь!
"Я прекрасно знал штурмана Рустема Салихова, который потом стал летчиком. Парень был адекватный. Не будем спешить их обвинять. Со слов МАК, он кажется психом. Зачем он штурвал трогал, если «Боинг» и так сам сядет?» - цитируют российские СМИ летчика-испытателя Магомеда Толбоева.

Previous post Next post
Up