У маминого папы, Евгения Львовича Экслера, было несколько братьев. Дед умер в 1944-м, когда мама была еще маленькая. И все знания о родственниках с его стороны мама в юности получила от дяди Андрея - старшего брата Евгения. Потом их разнесло и с семьей дяди Андрея - в конце 1950-х мама с бабушкой уехали в Рязань, а Андрей - в Якутию. Такова была бродячая жизнь провинциальных театральных актеров - ехали жить, где было место в театре.
Из рассказов дяди Андрея мама запомнила, что братьев Экслеров было много - чуть ли не восемь человек. Еще она запомнила, что старшего звали вроде бы Александр. А Андрей был вторым по старшинству. Погибший Евгений был младшим. И еще был Дмитрий, с которым Андрей поддерживал связь. Он жил в Ленинграде.
По многим разным причинам связь с семьей Андрея Львовича, - которого мама очень любила и была ему безмерно благодарна за поддержку их с бабушкой, - связь эпистолярная быстро истончилась и оборвалась. Заново найтись со своими родными мама смогла только в 1991 году - собственно, это ее нашли двоюродные брат и сестры - дети умерших уже Андрея и Дмитрия Львовичей.
Три ветви Экслеров прояснились.
Но - и вот только сейчас я понимаю, как же это характерно для нашей страны в ХХ веке - но и эти родные, никогда надолго не терявшие связей друг с другом, не знали точных ответов - сколько было братьев Экслеров и как сложилась судьба других.
Прошло еще лет 12. С разрешения дочери Андрея Львовича, Татьяны, к нам на жительство переехал его архив - Тане просто было некогда им заниматься.
Так ко мне в руки попали свидетельства о прадеде и прабабушке - Льве Ивановиче и Марии Анисимовне Экслер. Свидетельство о браке, пенсионные книжки, два свидетельства о смерти. И паспорт прабабушки. А в нем - листок. В половину обычного писчего листа. "О здравии".
И уверенным почерком выпускницы Александровского (Мещанского) института в Смольном - имена.
"О здравии
Марии
Арсения
Андрея
Анатолия
Дмитрия
Евгения..."
Дальше шли пять имен с припиской "мл." (что значит "младенец"). Это были имена моих дядь и теть. И мамино имя. А в следующем столбике имен легко определялись знакомые женские - имена жен все тех же троих братьев Экслеров.
Так стало понятно, что братьев Экслеров было все же не восемь :)
Я искала. Я писала письма всем Экслерам, проживающим в Москве и Питере. Откликнулись только двое - но это были другие Экслеры (один их них, кстати, оказался дядей "всемирно известного Алекса Экслера", чье присутствие в интернете очень затрудняет составление запросов :) ). Все было глухо. Никаких следов.
Прошло еще лет 10. За это время я собрала генеалогическое дерево. Выяснила некоторые хвосты уже проясненных ветвей - например, съездила в гости в Оренбург и посмотрела архив первой жены Андрея Львовича, Зинаиды (ее имя, конечно же, есть в записке). Потеряла файл с деревом на сдохшем диске-архиве. Плюнула и решила забить.
А в последние дней пять я села, поставила заново программу и за три ночи заново забила все 300 с лишним имен (считая очень многочисленных Илюхиных родственников - потому что дерево-то я строю не от себя, а от детей).
И попыталась найти бабушкиного брата, погибшего на войне. И открыла сайт
ОБД-Мемориал, где тут же нашла его как "пропавшего без вести".
А потом - сегодня ночью - меня осенило. Я наконец сопоставила возможный возраст братьев, открыла тот же сайт - и вот.
Экслер Арсений Львович. Майор. Артиллерист. Карельский фронт. Умер в 1943.
На этом озарение не кончилось.
И я открыла другой сайт - столь же
горький.
И, конечно же, нашла и там:
Экслер Анатолий Львович. Обвинение: ст. 58-6 УК РСФСР. Расстрелян в 1938. Место захоронения - г. Ленинград.
Сегодня был мамин день рождения. Я уверена - это ее рука подвела меня к таким открытиям. Она так хотела узнать, какова была судьба всех братьев Экслер...