Ваджраяна - Блаженство как критерий подлинной практики ваджраяны

Mar 20, 2014 14:32

Встретился как-то с мнением, что если практика ваджраяны не приносит блаженства, тогда это что угодно, но не практика ваджраяны, причем сказано это было в контексте садханы кьерима. В принципе в этом есть здравый смысл, достаточно вспомнить некоторые моменты. Например, что человек говорит на входе, когда его спрашивают зачем он входит в мандалу. ( Read more... )

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Leave a comment

nendl March 21 2014, 09:20:46 UTC
Это все так, только ваше описание блаженства ближе к дзогченовскому видению или к плоду практики тантры, а в таком случае речь идет уже не о просто блаженстве, а о великом блаженстве или о ваджрном блаженстве. Различные виды тантрических блаженств, возникающие до достижения подлинного великого блаженства, в этом смысле, конечно же, "неистинны", так как все еще содержат двойственное цепляние, некоторую степень отвлечения, но они, тем не менее, являются этапами, через которые человек доходит до великого блаженства, и списывать или умалять как-то их ценность было бы опрометчиво, так как это прямо противоречит тантрическому пути. И эти виды блаженства как раз создаются, то есть они являются результатом усилий. Поэтому надо четко отдавать себе отчет из чего разворачивается практика, если она разворачивается из дзогчена, тогда садхана это просто вспомогательная практика для стабилизации этого постижения, если же садхана разворачивается из основы, заложенной одним из четырех посвящений, то она разворачивается из данного опыта посвящений и развивается согласно модели посвящений от первого до четвертого, и на четвертом уже становится практикой дзогчена, где практика будет выглядет похоже на описанное вами.

Reply

alekk_halex March 21 2014, 10:34:06 UTC
Вынимая украшение из шкатулки, мы его не создаем, но прикладываем усилия, чтобы его достать. Но если угодно, то можно считать, что создаем. Это не влияет на результат - украшение все равно будет вынуто. Главное - прилагать эти усилия. А результат сам расставит все по своим местам.

Дзогчен в том, чтобы радоваться украшению, не беспокоясь о том, в шкатулке оно или вынуто. Убедившись в том, что украшение присутствует в ней всегда, можно всегда ощущать себя богатым и счастливым.

Reply

nendl March 21 2014, 10:41:37 UTC
Вы снова говорите про конечный плод. Да, подлинное великое блаженство не создается, а распознается тем или иным образом. Но блаженства испытываемые до него создаются, то есть их действительно до этого не было, в отличии от великого блаженства, которое и так уже есть, его надо только распознать. Это подобно визуализируемым формам, их до этого не было, мы их создаем. Другое дело, что с позиции дзогчена опять таки можно сказать, что все уже есть в потенциале и мы этот потенциал проявляем, но это уже о другом. То есть одно дело распознать наличие того, что всегда было, а другое дело намеренное создавать определенный опыт, которого до этого не было, что в конечном итоге распознать то, что всегда было, но не замечалось.

Reply


Leave a comment

Up