Nov 06, 2016 12:25
В Швейцарии культурным смыслом жизненного уклада, конечно, является свобода с осознанной необходимостью соблюдения правил социального общежития. Соблюдается железное правило : свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Здесь в циркулярах прописано все, чтобы не оставалось неясностей и толкований. Есть даже такие экзотические правила, как «О соседстве», «О гриллировании на балконе» или же о том, какого цвета должна быть черепица на крыше. То есть, личная свобода сопровождается четкой регламентацией поведения человека по отношению к другим: я ценю свою свободу и независимость, отвечаю за себя и свои поступки, и уважаю право других людей на такую же степень свободы. Этот ключевой принцип современной демократии в наибольшей степени воплощен именно в швейцарском обществе. Как видим, он отличается от демократии американской и проамериканских стран ЕС. Вы не найдете гей-парадов на швейцарских улицах и не услышите гидов из мегафонов - они штрафуются полицией, но вполне терпим швейцарцами шум строительной и дорожной техники. Осознанная необходимость.
Швейцарцы в основной массе ворчат на власть при этом, они гордятся своей страной и ее общественным устройством. Это заметно при обсуждении ситуаций в других странах. Тут всегда появляется фраза: «Да, у нас - не идеально, но принципиально лучше».Здесь вообще принято воспитывать личным примером, а не статусным давлением и абстрактными нотациями о должном, как это своейственно ритуально-доминантным типам культуры.
В частной же жизни «циркулярная регламентированность» проявляется как отсутствие всякой спонтанности. Швейцарцы не любят нарушений в существующем порядке, не любят импровизаций и незапланированных мероприятий. Здесь не ходят по гостям без приглашения, не звонят в любое время (в частности, не принято звонить в выходные и праздничные дни) и не «падают, как снег на голову», чтобы выпить чайку (или еще чего по-крепче) или поболтать по душам. Все это рассматривается как вторжение в частную жизнь.
Швейцарцы приветливы и вежливы в общении, но не так-то просто сойтись с ними близко. Они долго присматриваются, прежде чем «допустить» к себе. Важно ощущение «личного пространства»: возможности побыть наедине с собой, заниматься своим хобби, иметь своих друзей и сферу общения. Поэтому швейцарцам непонятна полная самоотдача, «растворенность» в другом человеке, жизнь ради другого, пусть даже очень близкого человека, только его делами и интересами. Всегда должна сохраняться личностная «самость». Таков швейцарский индивидуализм в корне отличающийся от «американской мечты», когда вся жизнь подчинена сколачиванию богатства и преуспеванию любой ценой. Да и в разговорах о жизненных проблемах со швейцарцем он всегда тебя спросит: «Принесет ли тебе твой выбор удовлетворенность жизнью?»
В Швейцарии трудно определить социальный статус незнакомца. Швейцарцы по этому поводу шутят: «Только у нас миллионера можно принять за бомжа». То есть, «по одежке» здесь явно не встречают, хотя четко отличают своего от приезжего.
Кто внес в менталитет швейцарца эти культурные смыслы. Может кальвинизм, а может формирование социума на основе уважения прав человека, но им действительно удалось создать стабильное общество, где стабильность превыше всего...
Культурные смыслы жизни