Oct 21, 2012 14:44
Охарактеризованы радиационной обстановке, сложившейся в результате Чернобыльской катастрофы; рассмотрены роль и функции субъектов управления рынком товаров радиопротекторными свойствами и проанализированы мероприятия разных ветвей власти, освещенных в законах и подзаконных актах ; по результатам маркетингового исследования выявлены причины отказа респондентов от потребления ПХРПД, их самооценку влияния аварии на ЧАЭС на здоровье и распространенность заболеваний; составлен модель принятия решения о покупке ПХРПД; охарактеризованы конъюнктуру рынка ПХРПД и осуществлена ее оценку по существующим критериям.
Чернобыльская катастрофа имела беспрецедентные по объемам и разносторонние по направлению последствия. Разносторонность их в том, что они существенно видоизменили привычные структуры экономической и социальной жизни, негативно повлияли на здоровье значительного количества населения Украины и окружающую среду. Загрязненную радиацией территорию Украины, площадь которой достигла 54,6 тыс. км2, разделен на четыре зоны: отчуждения, безусловного отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля. К этим зонам отнесены 2293 населенных пункта двенадцати областей. На противорадиационные мероприятия по разделу бюджетной классификации 3201220 "Радиологическая защита населения и экологическое оздоровление среды" в Государственном бюджете на 2003 год предусмотрено 12 млн грн при необходимости 125 млн грн.
Анализ законодательства по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы дает основания для вывода о том, что законодательные акты о компенсационных выплатах и регламентацию их структуры, обеспечение пострадавших экологически чистыми продуктами питания и организации торговли ими, которые принимались в первые годы после аварии, оказались недостаточно результативными. В последующих указах, постановлениях, приказах и других нормативных актах, принятых на протяжении всего поставарийного периода, отмечалось несвоевременное обеспечение населения продуктами питания, недостаточное количество дозиметрических и радиометрических приборов, неполное исполнение распоряжений правительства, несоблюдение требований, снижение контроля за выполнением обязательств исполнительными органами и т.д. .
Несовершенство связей между субъектом и объектом управления рынком товаров радиопротекторными свойствами, в частности, недостаток информации о ПХРПД, подтверждаются маркетинговым исследованиям. На основании табл. 1 можно сделать вывод о том, что хоть после Чернобыльской катастрофы прошло уже много времени - около 20 лет, большая часть респондентов, особенно третьей зоне радиационного загрязнения (27,4%), ничего не знает о ПХРПД.
Большей степени не осведомлены респонденты - мужчины (23,7%), а 14,5% опрошенных женщин не задумывались над существованием таких продуктов. Эти данные, на первый взгляд, парадоксальные, однако их можно объяснить, во-первых, отсутствием коммуникативного воздействия субъекта управления рынком товаров радиопротекторными свойствами на его объект (средства рекламы и пропаганды), во-вторых, сконцентрованистю внимания и усилий респондентов на лечении уже выявленных заболеваний, а не на их профилактике с помощью ПХРПД, в-третьих, низкими доходами населения и невозможностью приобрести товар. Итак, неосведомленность населения о профилактических способности ПХРПД, сомнения в их эффективности, наличие латентного спроса и неразвитость этого рынка, в целом, является следствием отсутствия применения мероприятий маркетинга на макроуровне.