https://anairos.livejournal.com/77800.htmlВ 1976 году антрополог Пол Столлер отправился в Нигер. Там он собирался изучать традиции местной народности сонгаи.
Однако в Африке он получил больше, чем рассчитывал: грозные сонгайские колдуны сказали, что ему суждено освоить их искусство и самому стать колдуном. После некоторых колебаний Столлер согласился.
Обучение оказалось не таким, как он ожидал. Наставник диктовал ему заклинания и требовал заучивать их наизусть, но при этом даже не говорил, для чего они используются. Когда Столлер пытался расспрашивать старого колдуна, тот только отмахивался - ученики не умеют задавать правильные вопросы, а на неправильные нет смысла отвечать.
Со временем, конечно, дело пошло на лад. Пол Столлер выучил достаточно заклинаний, сменил несколько наставников и начал пользоваться репутацией знающего подмастерья колдуна. И тут к нему обратились с первым заказом.
Хороший приятель пожаловался, что его близкого родственника несправедливо уволили с работы. Приятель просил применить чары, чтобы покарать англичанина-эксплуататора.
Столлер продолжал оставаться скептиком. В колдовство, которому его все это время учили, он не верил. Но почему бы не уважить просьбу? На всякий случай он решил посоветоваться со своими наставниками. Все они дали добро, и Столлер провел соответствующий обряд.
О результатах ему рассказали через несколько месяцев. У сестры бизнесмена внезапно развился лицевой паралич. Никакие средства не помогали, и оба вынуждены были вернуться в Англию. На британской земле болезнь исчезла так же неожиданно, как и появилась.
Несчастный ученый впал в ступор. Эффективность его магии оказалась невероятным шоком для него самого. То, что было игрой, в которой он принял участие из любопытства, обернулось реальной силой, способной причинить вред живому человеку.
Он продолжил свои занятия, но теперь уже совсем иначе. Раньше он мог позволить себе пренебречь защитными чарами, находясь в окружении колдунов, теперь же не забывал о них никогда. Как-то раз, находясь в деревне, где происходило нечто вроде слета чародеев, он всю ночь повторял охранные заклинания, чтобы избежать возможной атаки.
В конце концов у Столлера развилось серьезнейшее желудочное расстройство. Он решил, что кто-то из недоброжелателей все-таки добрался до него, и поспешно уехал из Нигера, чтобы больше никогда туда не возвращаться.
Эта история - настоящий клад, столько интересных тем она затрагивает.
«Ученики не умеют задавать правильные вопросы». Мне приходилось слышать подобное в самых разных местах, и сам я приходил к аналогичному выводу.
Мастера цигун говорят, что ученику вредно заранее знать, где и как будет ощущаться ци во время упражнения. Он будет думать об ощущениях и стараться вызвать их у себя, вместо того чтобы должным образом расслабить тело и правильно выполнять движения.
Есть и много других областей, где бессмысленно о чем-то говорить, пока ученик не получил нужного опыта.
Тренеры боевых искусств знают, что худший кошмар - ученик, пришедший изучать «приемчики». Он насмотрелся на кунфу или карате в фильмах и полагает, что уже имеет представление об основах. Главное теперь - выучить побольше эффективных приемчиков.
В традиционных школах Японии и Китая эту проблему обходят так. Ученику дают формальный комплекс и говорят: повторяй его, пока не начнет получаться правильно. Если мастер будет доволен твоей техникой, то, может быть, объяснит и покажет, для чего можно использовать эти движения. Иными словами, шифу и сенсеи поступают точно так же, как и нигерийские колдуны.
Еще тут стоит всерьез задуматься о важности веры. Современный оккультизм придает ей огромное значение: во что ты веришь, то и реально. Колдуны более традиционного склада говорят, наоборот, что магия надежна и предсказуема. Не обязательно верить в электричество, чтобы пользоваться им - или чтобы оно тебя убило.
Проверки опытом не выдерживают ни те, ни другие. Вера не поможет преодолеть законы природы - наоборот, она запросто может привести к самообольщению и сумасшествию. Магия же чаще не работает, чем работает, и назвать ее предсказуемой и надежной - значит, выдавать желаемое за действительное.
Клод Леви-Стросс в книге «Чародей и его магия» рассказывает историю канадского индейца Квесалида. Он стал шаманом, хотя не верил в магию. Более того, частью его обучения было освоение фокусов, имитирующих изгнание болезни из тела больного. Тем не менее, он исцелил многих пациентов и сделал блестящую карьеру, при этом к фокусам других шаманов продолжал относиться презрительно и скептически.
Но тут можно отговориться хотя бы тем, что пациенты Квесалида уж точно верили в его шаманскую силу, а значит, перед нами эффект плацебо во всей красе. История Столлера не поддается и этому объяснению. Его жертва была таким же здравомыслящим человеком Запада, как и сам колдун.
И наконец, опыт Столлера показывает изнанку волшебного мира.
Помните самые известные симптомы психических расстройств - те, при виде которых любой назовет несчастного сумасшедшим?
Он слышит, а порой и видит, что-то такое, что не существует ни для кого, кроме него.
Он постоянно ощущает, что за ним следят. «Они» не спускают с него глаз и, возможно, хотят убить или похитить.
Он шарахается от прохожих на улицах, потому что некоторые из них - не люди. Из-под человеческого лица в любой момент может проглянуть демоническая харя.
Он ощущает, как чужая воля вторгается в его разум. Иногда она просто подкидывает ему мысли - или забирает их, так что он застывает, как статуя. Иногда заставляет хотеть чего-то плохого или опасного. Порой же просто берет на себя управление, и тогда он делает то, чего ни за что не сделал бы в здравом уме.
Он понимает, что вокруг нет ничего случайного. Даже в щебетании птиц или в лужах на тротуаре есть тайный смысл. Все это что-то значит: так могущественные силы переговариваются между собой и оставляют послания для людей.
В магическом мире все это может оказаться чистой правдой, а самое страшное - там невозможно отличить, кто безумен, а кто действительно видит то, чего не видят другие. В какой-то момент любой сумасшедший начинает думать, что это все остальные ненормальны, потому что не в состоянии заметить очевидное для него.
Исследователи паранормального часто сходят с ума, если работают не в лаборатории, а в поле. Православные страшилки об ужасах, ожидающих каждого колдуна и оккультиста, основаны в том числе и на рассказах очевидцев. Но и сами православные защищены не больше: почти каждый монах может рассказать о таких страхованиях, какие и колдунам не снились.
Потусторонние силы рушат границы. Человек входит в магию, надеясь, что будет время от времени использовать ее, чтобы получить новые возможности. Но если он вошел достаточно глубоко, то в конце концов будет применять ее постоянно - просто чтобы выжить. Каждое его действие будет ритуалом, ибо магия никогда не заканчивается. Все есть магия.
Мир волшебства имеет кое-что общее с дикой природой. О единении с природой любят мечтать те, кто, трудами сотен поколений предков, надежно от нее огражден. А те, кому не повезло действительно жить в таком единстве, всеми силами стремятся в ограду цивилизации.
Цивилизация с ее верованиями и условностями защищает нас не только от дикой природы, но и от Той Стороны. Мы выстроили себе мир, в котором не можем дотянуться до магических сил - зато и они не могут дотянуться до нас. Это огражденное место, за пределы которого опасно выходить непосвященным.
Я не слишком люблю рационалистов и материалистов, и не раз смеялся над их фанатизмом. Однако в споре между рационализмом и оккультизмом я почти всегда оказываюсь на стороне скептиков - потому что понимаю, что ограда разума в самом деле необходима.
Правда, иногда мне кажется, что ограда эта по большей части условна. Она - не могучий бастион, удерживающий натиск Хаоса по ту сторону. Скорее она удерживает нас самих на том островке, где можно оставаться незамеченным для неведомых сил.
И, конечно, всегда будут люди, выходящие за ее пределы. У одних нет выбора - их вышвыривает психическая болезнь или травма. Другие по доброй воле кидаются исследовать глубины неведомого. Третьим удается балансировать на границе, касаясь обоих миров, но не принадлежа в полной мере ни одному.
https://anairos.livejournal.com/77800.html?thread=1977576#t1977576https://napoli.livejournal.com/520162.htmlnapoli Занятно. Я недавно читала о французском иезуите Эрике де Рони (Éric de Rosny), который тоже работал в Африке, в Камеруне, и тоже пришёлся по душе местному колдуну, который в 70-х формально его принял в свою семью и передал ему техники и дар магического целительства. В 90-х де Рони уже входил в состав старейшин местного колдунского братства.
Он об этом написал несколько книг, но все они на французском.
anairos В предисловии к своей книге Столлер пишет, что общался на эту тему со многими антропологами. С тех пор, как они перестали быть кабинетными теоретиками (как Фрэзер) и вышли в поле, антропологи постоянно то подвергаются магическим нападениям, то, наоборот, сами учатся колдовству и кое-чего добиваются.
Об этом просто не принято говорить в научных работах. Сам Столлер, когда писал свою первую книгу о культуре и обычаях сонгаи, рассказывал о колдовстве безличным образом, не упоминая, что он сам - полноправный колдун, прошедший посвящение.
Мне даже попался термин "парантропология". Если я его правильно понял, это непризнанная дисциплина, аналогичная парапсихологии. Только она изучает паранормальные явления не в лабораториях, а в поле, по живому опыту самих ученых и их информантов.
napoli Ну, вот смотрите, Кастанеда-антрополог описал нечто, что является полевыми исследованиями. А научное сообщество его обвинило в том, что он всё выдумал и что его книги - чистое фэнтези. Кто после этого отважится делать академическую карьеру полевым антропологом-специалистом по магическим и духовным практикам аборигенов?
anairos Кастанеда-антрополог описал собственные фантазии, выдавая их за полевые исследования. То, что он описал, не имеет ничего общего с реальными традициями индейцев яки. Или вообще любых индейцев Мексики. Ну, кроме употребления кактуса, конечно.
Сейчас считается, что прототипом дона Хуана, вероятнее всего, был Качорра - реальный и уважаемый шаман племени яки. Сам Качорра, если я правильно понял, признавал, что Кастанеда действительно с ним беседовал, но категорически отрицал, будто говорил ему хоть что-то похожее на то, что тот потом написал в книгах.
Там использованы некоторые термины, позаимствованные из индейского шаманизма ("тональ" и "нагваль", например), но у них совершенно иной смысл. Нагваль, к примеру - на самом деле дух-помощник шамана.
Вдобавок напомню, что Кастанеда менял "учение дона Хуана" в соответствии с тем, что было модно в эзотерической субкультуре.
Сравните с отчетами того же Столлера. Сонгаи - достаточно известный и многочисленный народ, и то, что он о них пишет, согласуется с данными других ученых, которые тоже их исследовали.
napoli Вот видите, вы тоже называете это фантазиями. В книгах КК, если мне не изменяет память, описаны не столько индейцы яки как этнос, сколько несколько неизвестных, но конкретных индейцев, у которых вполне могла быть своя личная модель видения мира.
Я свою практику тоже называю шаманизмом, но любой антрополог скажет, что это даже близко с шаманизмом не валялось.
Тут дуализм формы и содержания. Что именно полевым антропологам аборигены передают в виде формы? Можно ли все полевые исследования, даже принятые в академсреде, считать истиной, адекватно описывающей мир аборигенов? Насколько антропологи, принадлежащие к другой культуре и имеющие принципиально иную парадигму мышления, способны постичь содержание? Едина ли форма для всего этноса или меняется до неузнаваемости у самых магически продвинутых его представителей? Пока нет ответов на эти вопросы, я бы не стала утверждать, ни что всё описанное КК так и было, ни что это всё его фантазии и кактусный трип.
anairos Видите ли, ответы на эти вопросы как раз есть. Не то чтобы среди антропологов царило полное единство на этот счет - нет, они продолжают спорить и обсуждать варианты. Но для них это отнюдь не тайна веков, а часть их повседневной работы.
В книгах КК, если мне не изменяет память, описаны не столько индейцы яки как этнос, сколько несколько неизвестных, но конкретных индейцев, у которых вполне могла быть своя личная модель видения мира.
Что не помешало ему дать первой книге подзаголовок "Путь знания индейцев яки" :) Поначалу он еще пытался выдавать свои труды за реальные полевые отчеты. Но чем дальше, тем больше переходил к тому, что он не описывает индейские обычаи, а раскрывает Тайную Традицию.
Таких Тайных Традиций мы уже столько видели, и у всех их есть одна общая черта: они оставались совершенно никому неизвестными в течение столетий, если не тысячелетий, а затем их хранители внезапно раскрыли все свои тайны совершенно постороннему человеку, да еще не стали возражать против того, чтобы он поделился ими со всем миром.
Это не единственный характерный признак новодела, но один из самых надежных.
napoli Тут однако ещё интересно то, как история КК оказалась принятой в мире. Ни один новодел не может похвастаться таким размахом. Как и в случае с произведениями искусства, которые по непонятной причине обретают сумасшедшую популярность и живут в веках, есть в учении КК какая-то дополнительная сила, чем просто осмысленные и переложенные на мексиканский колорит эзотерические концепции его времени.
Тут же дело не только в том, что "массы подхватили", но и в том, чтобы нести в себе то, что зацепит огромные массы с далеко идущими последствиями. Им кстати увлекаются не только те, кто принимает вещества, но и люди, твёрдо намеревшиеся ничего не принимать. У меня сомнения, что студент-магистр или кто он там? доктор? способен так проанализировать современное общество и сделать подобный расчёт. Через КК говорило нечто более сильное.
anairos Ну почему же ни один? Викка, Ошо, харизматы, не говоря уж о сайентологии. Примеров много.
А позитивная визуализация? Вера, что мысли меняют реальность, и что с каждым происходит только то, что он сам к себе притянул - тоже новодел, а между тем это самая популярная вера нашего времени. Ее разделяют даже многие из тех, кто формально принадлежит к другим религиям.
Согласен, большинство эзотерических стартапов не взлетает или остается учением маленькой секты, а Кастанеда взлетел, и так хорошо взлетел, что даже его последователям и подражателям хватило.
Но тут как и со всеми остальными стартапами. Не стоит считать, будто причина успеха всегда в каких-то особых качествах того, кто преуспел.
napoli Викка выехала на традиции народного ведовства, так что Гарднеру и последователям даже перекладывать ничего не понадобилось, просто переписать в нескольких десятках книг старые ведовские рецепты и языческие праздники.
Саентология для подавляющего большинства осталась набором психопрактик для самостоятельной или групповой психотерапии, да к тому же обзавелась плохой кармой на репутации.
Ошо с Махариши тоже предлагают мягкую психотерапию, не вводя в практику потусторонний мир и откровенную магию. Харизматики рассчитаны на очень наивную аудиторию и любовь к христианской мифологии.
КК на фоне всего этого выглядит весьма самобытным и доступным. Даже самобытнее и доступнее буддийских монахов, которые всякие чудеса умеют делать.
anairos Викка не имеет к традициям народного ведовства вообще никакого отношения. Она выехала на интересе к европейскому язычеству, это далеко не то же самое. Гарднер и другие просто перекрасили церемониальную магию в версии Кроули под языческий колорит. Когда смотришь, как это выглядело в его время, это особенно заметно.
А по поводу "закона притяжения" комментариев не будет? Видимо, тут у нас с вами разногласий нет :)
napoli Забыла про него. Он как-то не особо на слуху. В источнике это могла бы быть хорошая попытка осмысления влияния внутреннего на внешнее и vice versa как часть более глобального учения, но на практике получилось кормление мании величия и укрепление людей в их текущих привязанностях. У религий и магических традиций хоть какая-то мифология есть, какие-то персонажи и концепции, поле для манёвра, разные силы, в общем микромир эдакий. А LA оставляет ощущение какого-то чисто психологического трюка, который действует в начале, чтобы тебя "подсадить", и потом оставляет в дураках.
Я вижу одновременно и вашу логику включения его в ваш список, и неадекватность нахождения этого движения там. Эдак можно включить и современных последователей нучного учения, предлагающего развитие через академкарьеру и потенциальное бессмертие через заморозку или оцифровывание.
Викка разная. То что я читала по ней у того, кого читают в первую очередь, т.е. Каннингэма, было типа набора магических рецептов Скляровой, приправленное, правда, красивой мифологией о священности природы, этическом кодексе и всём таком.
anairos Это учение примитивно и неадекватно, но при этом безумно популярно. Вы сказали, что ни один новодел, кроме Кастанеды, не привлек такой народной поддержки. Я привел пример новодела куда более кустарного, но при этом куда более распространенного.
napoli Неужели в России оно так же популярно? И что с другими странами? Я встречала всего 1 человека, кто этим одно время увлекался, и в моих краях видела только один митап на эту тему. Реально ли это популярное движение?
anairos В любом отделе эзотерики полки завалены Рондой Берн, Джо Витале и другими апостолами Закона Притяжения. Фраза "мысли материальны" стала общим местом, ее произносят с теми же интонациями, что "вода мокрая". Это идея, которая давно вышла за пределы эзотерической тусовки и захватила массы.
Как в других странах, не знаю, но у нас Кастанеда и рядом не стоял. Хотя его книги, естественно, тоже есть в любом отделе эзотерики.
napoli А, так вся эта популярная эзотерика идёт от LA? Я думала, это просто общее течение нью-эйджа без особого названия. Так сказать, современная версия "золотого правила" (Золотое правило нравственности
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE_%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 ), но растянутого на весь мир.