Стать ли антропологу магом или что такого в Кастанеде?

May 20, 2018 07:11

Ещё одна ветка размышлений на тему постинга о британском антропологе, учившемся у африканского колдуна. На этот раз был призван Кастанеда на виток дискуссии о том, насколько антропологам вообще выгодно посвящать академическую карьеру магическим практикам, т.к. в этих материях невозможно сидеть на двух стульях, и либо ты уходишь в магию, против которой пасует наука, либо остаёшься в научном дискурсе, но оперируешь лишь ошмётками того, что у реальных практиков является магией.

Я надеялась на очередной виток холивара "Правда ли всё то, что описал Кастанеда?", но как-то всё подвисло на современных эзотерических течениях вообще. Однако в конце вышло всё к тому, что современная популярная эзотерика, которую в кругу магов-интеллектуалов принято высокомерно презирать, является всё той же старой мелодией, которую играют иным набором инструментов крупнейшие мировые религиозные течения.

napoli
Занятно. Я недавно читала о французском иезуите Эрике де Рони (Éric de Rosny), который тоже работал в Африке, в Камеруне, и тоже пришёлся по душе местному колдуну, который в 70-х формально его принял в свою семью и передал ему техники и дар магического целительства. В 90-х де Рони уже входил в состав старейшин местного колдунского братства.

Он об этом написал несколько книг, но все они на французском.

anairos
В предисловии к своей книге Столлер пишет, что общался на эту тему со многими антропологами. С тех пор, как они перестали быть кабинетными теоретиками (как Фрэзер) и вышли в поле, антропологи постоянно то подвергаются магическим нападениям, то, наоборот, сами учатся колдовству и кое-чего добиваются.

Об этом просто не принято говорить в научных работах. Сам Столлер, когда писал свою первую книгу о культуре и обычаях сонгаи, рассказывал о колдовстве безличным образом, не упоминая, что он сам - полноправный колдун, прошедший посвящение.

Мне даже попался термин "парантропология". Если я его правильно понял, это непризнанная дисциплина, аналогичная парапсихологии. Только она изучает паранормальные явления не в лабораториях, а в поле, по живому опыту самих ученых и их информантов.

napoli
Ну, вот смотрите, Кастанеда-антрополог описал нечто, что является полевыми исследованиями. А научное сообщество его обвинило в том, что он всё выдумал и что его книги - чистое фэнтези. Кто после этого отважится делать академическую карьеру полевым антропологом-специалистом по магическим и духовным практикам аборигенов?

anairos
Кастанеда-антрополог описал собственные фантазии, выдавая их за полевые исследования. То, что он описал, не имеет ничего общего с реальными традициями индейцев яки. Или вообще любых индейцев Мексики. Ну, кроме употребления кактуса, конечно.

Сейчас считается, что прототипом дона Хуана, вероятнее всего, был Качорра - реальный и уважаемый шаман племени яки. Сам Качорра, если я правильно понял, признавал, что Кастанеда действительно с ним беседовал, но категорически отрицал, будто говорил ему хоть что-то похожее на то, что тот потом написал в книгах.

Там использованы некоторые термины, позаимствованные из индейского шаманизма ("тональ" и "нагваль", например), но у них совершенно иной смысл. Нагваль, к примеру - на самом деле дух-помощник шамана.

Вдобавок напомню, что Кастанеда менял "учение дона Хуана" в соответствии с тем, что было модно в эзотерической субкультуре.

Сравните с отчетами того же Столлера. Сонгаи - достаточно известный и многочисленный народ, и то, что он о них пишет, согласуется с данными других ученых, которые тоже их исследовали.

napoli
Вот видите, вы тоже называете это фантазиями. В книгах КК, если мне не изменяет память, описаны не столько индейцы яки как этнос, сколько несколько неизвестных, но конкретных индейцев, у которых вполне могла быть своя личная модель видения мира.

Я свою практику тоже называю шаманизмом, но любой антрополог скажет, что это даже близко с шаманизмом не валялось.

Тут дуализм формы и содержания. Что именно полевым антропологам аборигены передают в виде формы? Можно ли все полевые исследования, даже принятые в академсреде, считать истиной, адекватно описывающей мир аборигенов? Насколько антропологи, принадлежащие к другой культуре и имеющие принципиально иную парадигму мышления, способны постичь содержание? Едина ли форма для всего этноса или меняется до неузнаваемости у самых магически продвинутых его представителей? Пока нет ответов на эти вопросы, я бы не стала утверждать, ни что всё описанное КК так и было, ни что это всё его фантазии и кактусный трип.

anairos
Видите ли, ответы на эти вопросы как раз есть. Не то чтобы среди антропологов царило полное единство на этот счет - нет, они продолжают спорить и обсуждать варианты. Но для них это отнюдь не тайна веков, а часть их повседневной работы.

В книгах КК, если мне не изменяет память, описаны не столько индейцы яки как этнос, сколько несколько неизвестных, но конкретных индейцев, у которых вполне могла быть своя личная модель видения мира.

Что не помешало ему дать первой книге подзаголовок "Путь знания индейцев яки" :) Поначалу он еще пытался выдавать свои труды за реальные полевые отчеты. Но чем дальше, тем больше переходил к тому, что он не описывает индейские обычаи, а раскрывает Тайную Традицию.

Таких Тайных Традиций мы уже столько видели, и у всех их есть одна общая черта: они оставались совершенно никому неизвестными в течение столетий, если не тысячелетий, а затем их хранители внезапно раскрыли все свои тайны совершенно постороннему человеку, да еще не стали возражать против того, чтобы он поделился ими со всем миром.

Это не единственный характерный признак новодела, но один из самых надежных.

napoli
Тут однако ещё интересно то, как история КК оказалась принятой в мире. Ни один новодел не может похвастаться таким размахом. Как и в случае с произведениями искусства, которые по непонятной причине обретают сумасшедшую популярность и живут в веках, есть в учении КК какая-то дополнительная сила, чем просто осмысленные и переложенные на мексиканский колорит эзотерические концепции его времени.

Тут же дело не только в том, что "массы подхватили", но и в том, чтобы нести в себе то, что зацепит огромные массы с далеко идущими последствиями. Им кстати увлекаются не только те, кто принимает вещества, но и люди, твёрдо намеревшиеся ничего не принимать. У меня сомнения, что студент-магистр или кто он там? доктор? способен так проанализировать современное общество и сделать подобный расчёт. Через КК говорило нечто более сильное.

anairos
Ну почему же ни один? Викка, Ошо, харизматы, не говоря уж о сайентологии. Примеров много.

А позитивная визуализация? Вера, что мысли меняют реальность, и что с каждым происходит только то, что он сам к себе притянул - тоже новодел, а между тем это самая популярная вера нашего времени. Ее разделяют даже многие из тех, кто формально принадлежит к другим религиям.

Согласен, большинство эзотерических стартапов не взлетает или остается учением маленькой секты, а Кастанеда взлетел, и так хорошо взлетел, что даже его последователям и подражателям хватило.

Но тут как и со всеми остальными стартапами. Не стоит считать, будто причина успеха всегда в каких-то особых качествах того, кто преуспел.

napoli
Викка выехала на традиции народного ведовства, так что Гарднеру и последователям даже перекладывать ничего не понадобилось, просто переписать в нескольких десятках книг старые ведовские рецепты и языческие праздники.

Саентология для подавляющего большинства осталась набором психопрактик для самостоятельной или групповой психотерапии, да к тому же обзавелась плохой кармой на репутации.

Ошо с Махариши тоже предлагают мягкую психотерапию, не вводя в практику потусторонний мир и откровенную магию. Харизматики рассчитаны на очень наивную аудиторию и любовь к христианской мифологии.

КК на фоне всего этого выглядит весьма самобытным и доступным. Даже самобытнее и доступнее буддийских монахов, которые всякие чудеса умеют делать.

anairos
Викка не имеет к традициям народного ведовства вообще никакого отношения. Она выехала на интересе к европейскому язычеству, это далеко не то же самое. Гарднер и другие просто перекрасили церемониальную магию в версии Кроули под языческий колорит. Когда смотришь, как это выглядело в его время, это особенно заметно.

А по поводу "закона притяжения" комментариев не будет? Видимо, тут у нас с вами разногласий нет :)

napoli
Забыла про него. Он как-то не особо на слуху. В источнике это могла бы быть хорошая попытка осмысления влияния внутреннего на внешнее и vice versa как часть более глобального учения, но на практике получилось кормление мании величия и укрепление людей в их текущих привязанностях. У религий и магических традиций хоть какая-то мифология есть, какие-то персонажи и концепции, поле для манёвра, разные силы, в общем микромир эдакий. А LA оставляет ощущение какого-то чисто психологического трюка, который действует в начале, чтобы тебя "подсадить", и потом оставляет в дураках.

Я вижу одновременно и вашу логику включения его в ваш список, и неадекватность нахождения этого движения там. Эдак можно включить и современных последователей нучного учения, предлагающего развитие через академкарьеру и потенциальное бессмертие через заморозку или оцифровывание.

Викка разная. То что я читала по ней у того, кого читают в первую очередь, т.е. Каннингэма, было типа набора магических рецептов Скляровой, приправленное, правда, красивой мифологией о священности природы, этическом кодексе и всём таком.

anairos
Это учение примитивно и неадекватно, но при этом безумно популярно. Вы сказали, что ни один новодел, кроме Кастанеды, не привлек такой народной поддержки. Я привел пример новодела куда более кустарного, но при этом куда более распространенного.

napoli
Неужели в России оно так же популярно? И что с другими странами? Я встречала всего 1 человека, кто этим одно время увлекался, и в моих краях видела только один митап на эту тему. Реально ли это популярное движение?

anairos
В любом отделе эзотерики полки завалены Рондой Берн, Джо Витале и другими апостолами Закона Притяжения. Фраза "мысли материальны" стала общим местом, ее произносят с теми же интонациями, что "вода мокрая". Это идея, которая давно вышла за пределы эзотерической тусовки и захватила массы.

Как в других странах, не знаю, но у нас Кастанеда и рядом не стоял. Хотя его книги, естественно, тоже есть в любом отделе эзотерики.

napoli
А, так вся эта популярная эзотерика идёт от LA? Я думала, это просто общее течение нью-эйджа без особого названия. Так сказать, современная версия "золотого правила", но растянутого на весь мир.

эзотерика, кастанеда, антропология

Previous post Next post
Up