Речь идет об очередной выставке, организованной в Вене группировкой "Арт-Колхоз" и открывшейся в минувшую пятницу. Называется "Назад в будущее". Выставочной площадкой служит жилой дом, расселенный и предназначенный под снос до конца текущего года. Многие работы частично или полностью созданы из того, что валялось по углам заброшенных квартир, остальные выполнялись прямо на стенах и полах, которым в ближайшем будущем предстоит уйти в небытие вместе с произведениями интернациональной команды молодых художников, в основном студентов Венской Академии художеств (Akademie der bildenden Künste Wien) и Университета дизайна и прикладных искусств (Die Angewandte).
Казалось бы, на что там смотреть, - мусор, на мгновение ставший произведением искусства, вернется в свое исходное состояние - в мусор же. Логично. И сама идея не только не нова, но наоборот имеет почтенную традицию, восходящую к Книге Бытия: "Ибо прах ты и в прах возвратишься" (кстати, авторы выставки немедленно заявили бы, что ничего подобного в виду не имели и все это наглая интертрепация, искажающая и замутняющая их идеи). Я совершенно не претендую на какой-то там анализ их творчества или на глубокое понимание концепта выставки, а коряво пытаюсь описать свои ассоциации с увиденным. Каждый раз, попадая в пространства, изначально не предназначенные для демонстрации искусства и заполненные чёрти чем, не перестаю поражаться, насколько увлекательно по ним бродить и какая туча цитат, аллюзий, сопоставлений завихряется в башке.
Авторы идеи и организаторы выставки - троица студентов-художников из России (двое из Казани, один из Краснодара), которые год назад зарегистрировали в Вене некоммерческую организацию "Арт-Колхоз" с целью создать площадку для диалога художников разных стран, культур, возрастов и помочь молодым художникам выйти из-под ига галерей и кураторских проектов. В общем, хотелось какой-то живой жизни вне мертвечины музеев и биеннале, где любое произведение немедленно либо консервируется в сиропе святости и мумифицируется, либо растворяется в кураторских измышлениях без остатка. Мечталось о чем-то вроде художественной жизни Парижа времен импрессионистов-постимпрессионистов или Москвы-Питера первой трети 20-го века - чтобы спорить об искусстве, дружить-соперничать, импровизировать, экспериментировать без конца, никогда не зацикливаться на чем-то одном и, не дай Бог, не превращать чистое искусство в чистую коммерцию.
Выставка "Назад в будущее" и явилась поводом для такого вот диалога, вместив в себя несовместимые, казалось бы, вещи: оголтелые феминистки, выступающие под лозунгом "Нет художникам-мужчинам на выставке феминисток", мирно соседствуют с боди-позитивистами, представителями арт-брюта, концептуалистами и художниками, работающими с гендерной и экологической проблематикой. Принимают участие студенты-художники из Австрии, Ирана, России, Германии.
Несколько картинок с выставки (надеюсь, меня не закидают тухлыми яйцами за нарушение авторского права):
Это, очевидно, резвятся экологи под девизом "То, что является порядком сегодня, становится беспорядком завтра". Что-то вроде агитации за отказ от пластика в быту, если я правильно понимаю.
Ну, это, понятно, феминистки, понатыкавшие предупредительных табличек на случай несанкционированного вторжения самцов.
А здесь зафиксирован процесс создания произведения (не все работы были завершены к моменту открытия выставки, и художники творили на глазах у изумленной публики). Это работа Алексея Кокшарова, одного из отцов-основателей "Арт-Колхоза", студента Ангевандте по классу Транс-Арт. Работа-центон, рефлексирующая на тему судеб русского искусства 20-го века: по "Черному квадрату" Малевича бежит цитата из интервью Ильи Кабакова, рассуждавшего о творцах современного западного искусства: "В будущее возьмут не всех". Однако в работе Алексея цитата приобретает пророчески-всеобъемлющий характер, предупреждение, обращенное к каждому.
Работа на стене - ковер, найденный в одной из квартир, и расписанный на месте, если не ошибаюсь, художником-иранцем. На полу - работа еще одного отца-основателя "Арт-Колхоза" Никиты Сухова, студента Венской Академии художеств по классу Даниэля Рихтера. Никита родился и вырос в Казани, и в своем творчестве использует мотивы, связанные с традициями татарской культуры в ее фольклорном и религиозном аспектах, отсюда работы в виде ковра, образы совершающих намаз, элементы орнаментов национальной татарской одежды и архитектурных форм.
Пробежимся по комнатам.
А эта дивная инсталляция как будто иллюстрирует пушкинского "Гробовщика". Или "Пир во время чумы", если уж вспомнить о наболевшем в наши карантинные времена.
В общем чрезвычайно атмосферное место. И жаль, что его не возьмут в будущее.