Главное украшение Нотр-Дам-де-Шартр, ставшее его символом, и самый знаменитый витраж Средневековья - "Богородица из красивого стекла", или, в другом переводе, корявом, но более мне симпатичном, "Богородица прекрасных витражей", взирает со своих высот насмешливо сощурясь:
Это один из четырех витражей, сохранившихся после пожара 1194 года, уничтожившего собор в его романском воплощении. Интересно, что три остальных витража уцелели вместе с западным романским фасадом, впоследствии встроенным в новый готический храм, а "Богородица прекрасных витражей", единственное из всех окон других фасадов, странным образом не расплавилась и не лопнула в огне. Как тут не вспомнить о чудесном заступничестве. Собор-то посвящен Деве Марии.
Три витража западного фасада, как и "Стеклянная Богородица" датирующихся 1150 годом, иллюстрируют новозаветное предание и родословную Христа ("Древо Иесеево").
Остальные витражи относятся ко времени Людовика Святого, строителя витражного парадиза Сен-Шапель.
Такие, я бы сказала, яроокие пророки, как на византийских иконах.
К сожалению, алтарная часть собора безнадежно испорчена бездарной реконструкцией, затеянной в 17 веке канониками, пожелавшими готические хоры перестроить в модном тогда барочном стиле. Для этого они не только снесли стрельчатые арки, но и уничтожили 8 огромных витражных окон 13-го века. Сей факт особенно доставляет, если учесть, что собор пощадили даже фанатики времен Великой Французской революции, не оставившие камня на камне от великих Клюни и Сито и расколотившие не только витражи, но и всю скульптуру на главных фасадах соборов в Реймсе, Париже, Амьене, Бове, Везле, Сен-Дени и других городов.
В обароченном алтаре в то же время была поставлена барочная же скульптурная композиция "Вознесение Богородицы", сама по себе очень неплохая, но идущая к готическим сводам и витражам как некоторое приспособление для верховой езды к некоторому жвачному животному.
Пол в алтаре:
Эта Мадонна до недавней реставрации считалась черной наряду с другими особо чтимыми во Франции Черными Мадоннами, как полагают, являющимися реликтовыми артефактами кельтского культа Богини-Девы.
Досель к ней не зарастает народная тропа. Не успела вот запечатлеть индианку, одетую в ярко-розовый с золотом сари, на коленях целовавшую мадоний постамент.
Знаменитый шартрский лабиринт 1205 года, выложенный на полу центрального нефа как раз там, куда ложится свет от розы западного фасада, досадно был загроможден рядами стульев. Прохождение лабиринта было необходимым духовным упражнением средневековых паломников перед тем как удостоиться лицезрения Плащаницы Девы Марии, главной реликвии собора. Я, видать, до таких медитативных высот пока не дотянула.
Правда, копия лабиринта в виде газончика представлена в парке у стен собора, и потренироваться в его прохождении может каждый желающий.
Отдельным аттракционом является крипта собора, самая большая из ныне существующих. Строить святилища на этом месте начали еще кельты. Первый христианский храм появился здесь где-то в пятом веке. Но как-то ему с самого начала не везло: то сгорит, то сожгут, то норманны по камешку разметают, то снова сгорит и снова сожгут. Местные священники довольно быстро смекнули, что ценное имущество вернее всего прятать в подвале. А заодно и самим там же ховаться. А потом уж и не только самим, а со всеми прихожанами. Так крипта росла и вширь и вглубь и сейчас больше напоминает катакомбы первохристиан, нежели подземную часовню. Эти катакомбы сохранили крипты более ранних храмов, стоявших на этом месте, и древние некрополи с захоронениями в том числе святых. Насколько я поняла, раскопки в крипте далеко не завершены. Постоянно находят все новые коридоры и лестницы, ведущие в новые и новые помещения. Кое-где сохранились романские росписи с такими же яроокими ликами, как и на витражах.
Партия в крестики-нолики. Счет - ноль-ноль.
Эта часовня с саркофагом местночтимого святого лежит значительно ниже уровня крипты и вообще напоминает некий египетский храм:
Этот веселенький паттерн, наряду с васильками, гвоздичками и королевскими лилиями, видимо, образец творчества 19-го века.
Одна из подземных часовен: